Предлагается исключить из тарифа

Естественные монополии

В рамках реализации приоритетных задач Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий проводит мероприятия последовательного совершенствования тарифной политики.

На сегодня Агентством проведен анализ 80 нормативных правовых актов (НПА), в результате которого 13 НПА поставлены на утрату, а оптимизированы в 3 НПА. Помимо этого в рамках мониторинга также будут поставлены на утрату 16 методик из 40. Кроме того, Агентством инициирована работа по внедрению изменений в законодательство по регулированию деятельности монополий.

В департаменте Агентства РК по регулированию естественных монополий по Акмолинской области состоялось заседание Экспертного совета, в состав которого вошли представители местных исполнительных и представительных, государственных органов, областных филиалов НЭПК «Союз Атамекен» и НДП «Hyp Отан», ассоциаций по защите прав потребителей и предпринимателей, Совета ветеранов, субъектов естественных монополий. Обсуждались предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты по регулированию деятельности субъектов естественной монополии.

Так в целях снижения нагрузки на тариф предлагается исключить из тарифов представительские расходы, расходы на аудиторские (кроме АО) и маркетинговые услуги, банковскую комиссию, затраты на финансовую и техническую экспертизу. На 50% сокращен перечень документов, которые монополист должен приложить к заявке, исключены другие требования. Это позволит сэкономить средства потребителей без ущерба для качества тарифного регулирования.

Концептуальным направлением для обеспечения прозрачности тарифооб-разования, повышения инвестиционной привлекательности и модернизации регулируемого сектора является поэтапный переход от затратного метода на стимулирующие методы регулирования.

На сегодня все РЭКи уже перешли на метод сравнительного анализа (бен-чмаркинг). В дальнейшем планируется, что с 2016 года на бенчмаркинг перейдут и водоканалы. До этого, втечение переходного периода, для всех водоканалов поэтапно будут утверждены предельные тарифы в рамках Комплексного плана внедрения новых механизмов тарифообразования на воду.

Для повышения прозрачности будут устанавливаться жесткие требования при проведении публичных слушаний и обязательных ежегодных отчетов монополистов. Для того чтобы данные нормы работали, предлагается предусмотреть ответственность должнос-тныхлиц монополистов в виде штрафа.

Следующая проблема — низкий уровень установки общедомовых приборов учета тепла в многоквартирных жилых домах. В связи с отсутствием реальных результатов действующего механизма, предлагается предусмотреть обязанность субъектов естественных монополий по приобретению и установке общедомовых приборов учета тепла.

Новый подход предусматривает, что балансодержателями приборов учета будут являться монополисты, соответственно содержание и охрана приборов учета будет осуществляться за их счет. Периодическое снятие показаний приборов учета будет осуществляться с привлечением неправительственных организаций. Источниками установки приборов учета на первом этапе станут средства от перерасчета за услуги по теплоснабжению с учетом температуры наружного воздуха, применения диф-ференцированныхтарифов, за счет корректировки инвестпрограмм. В последующем установка приборов учета станет одним из приоритетных мероприятий инвестпрограмм.

Выработан ряд предложений по повышению качества регулируемых услуг. Предлагается создание законодательной основы для внедрения систем мониторинга и контроля качества. В целом, создание системы одобрено Мажили-сом Парламента в ходе Правительственного часа. Это принципиально новая функция, в реализации которой могут быть задействованы государственный орган и общественные объединения по защите прав потребителей.

В рамках противодействия коррупции проведен единовременный и комплексный анализ всего законодательства об естественных монополиях. Предлагается: возможность предоставления заявок в электронном формате; исключение норм, имеющих двойное толкование; исключение ограничения по срокам повторного предоставления заявки; разработка исчерпывающего перечня оснований для отказа по заявкам монополистов; минимизация контакта монополистов с представителями Агентства; проведение экспертизы тарифов с участием членов Экспертного совета на всех уровнях утверждения тарифов.

Особое внимание было обращено на проблему проведения монополистами закупок товаров, работ, услуг, расходы на которые учитываются при формировании тарифов. Предлагается разработка систематизированного перечня, содержащего сведения о сложившихся ценах на товары, работы, услуги, закупаемые монополистами. Данный перечень будет использоваться при рассмотрении инвестпрограмм, утверждении тарифов субъектов естественных монополий. Кроме того, перечень будет размещаться на веб-сайте Агентства.

Также, предлагается усиление административной ответственности за правонарушения по отдельным составам. Например, за уклонение от включения в Государственный регистр субъектов естественных монополий, предлагается наложение штрафа в размере суммы дохода, полученного в результате правонарушения.

В рамках исполнения поручения Главы государства, данного на заседании Совета предпринимателей в апреле текущего года по вопросу урегулирования порядка выдачи технических условий и доступа к услугам монополистов, Агентством совместно с другими госорганами разработан план, предусматривающий выдачу техусловий по принципу «одного окна», через ЦОНы. Также, совместно с Министерством регионального развития разработан проект правил по выдаче техусловий на водо-, тепло- и газоснабжение. Будут внесены изменения в порядок выдачи техусловий на электроснабжение. Данный вопрос уже отработан с Министерством индустрии и новых технологий. Все это позволит исключить проблемные вопросы, например смена владельца не будет являться причиной для получения новых техническихусловий.

Ербол ЕСИРКЕПОВ,

руководитель департамента Агентства РК по регулированию естественных монополий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также