Найти ответ на вызовы — Акмолинская область. Новости. Информационный портал газеты "Акмолинская правда"

Найти ответ на вызовы

82-6-1В программном документе «Стратегия «Казахстан-2050» Президент страны в числе глобальных вызовов XXI века называет кризис ценностей нашей цивилизации. В чем причины возникновения этой угрозы, насколько она опасна для Казахстана, как достойно ответить на этот вызов... Об этом мы беседуем с кандидатом философских наук, профессором академии «Кокше», членом совета по связям с религиозными объединениями при акимате Акмолинской области РАУЗОЙ АБДУЛИНОЙ.

- Рауза Жаксимбаевна, мы знаем,  что проблематика духовных вызовов современности уже давно является сферой ваших научных интересов, темой многих публикаций и выступлений. Чем это вызвано?

- Прежде всего моей гражданской позицией. Нельзя оставаться равнодушным, когда видишь происходящую на твоих глазах девальвацию истинных высоких ценностей, хранить и приумножать которые нам завещано предками, подмену их ценностями сиюминутными, ложными, ведущими человека в тупик. Когда видишь, как различные квазирелигии, спекулируя на интересе молодежи к новизне, пытаются превратить их в психологических зомби, которыми легко управлять, пытаются разрушить социально-культурный код нации. И эта проблема действительно носит общемировой характер. В этом я еще раз убедилась, когда читала лекции для магистрантов в Барселонском университете, отвечала на их вопросы, обсуждала эти проблемы с коллегами из многихстран.

-  Что послужило причиной появления этой угрозы в Казахстане, на постсоветском пространстве?

- Конечно, прежде всего причиной является процесс глобализации, затрагивающий и духовно-нравственную сферу. Процесс этот объективный, неоднозначный, имеющий свои плюсы и минусы. Безусловным минусом является мировоззренческий и ценностный кризис. Разные страны подвержены ему в разной степени. Казахстан -в меньшей степени, чем многие другие. Но, тем не менее, и у нас этот процесс - налицо. Старшему поколению все труднее найти общий язык со своими детьми и внуками. И это не только извечная проблема «отцов и детей», а следствие того, что у многих из нас - граждан одной страны - разные представления о добре и зле, о дозволенном и запретном...

Не менее важным фактором стал определенный духовный вакуум, возникший после распада СССР. Крушение идеалов всегда болезненно, тем более, если это затрагивает не только отдельных людей, а приобретает массовый характер. Сегодня идеологическая палитра на постсоветском пространстве, в Казахстане очень пестрая: сторонники классического либерализма, апологеты рынка, который якобы «решает все», коммунисты, центристы, консерваторы. И, что очень важно, - приверженцы разных вероисповеданий. И это само по себе не опасно. Но лишь в том случае, если любая из идеологий не входит в противоречие с традиционными ценностями твоего народа, не исключает и не отвергает их. Что, увы, происходит в случае со многими религиозными организациями, которые по праву мы относим к числу нетрадиционных.

- Рауза Жексембаевна, в чем причина того, что некоторые люди и, прежде всего, молодежь становятся приверженцами сект, часть из которых носит деструктивный характер?

- Главными, намой взгляд, являются причины социально-экономического характера и процессы маргинализации, являющиеся производными от них. Согласитесь, на сегодня у нас существует весьма специфическая форма рынка, породившая существенный разрыв между различными слоями населения. Очень богатых и очень бедных сегодня мы видим не только на экранах телевизоров, но и в повседневности. Самое главное, что это видит и молодежь. Молодежь сельская в поисках работы приезжает в крупные города, где, собственно, их никто не ждет. У нас еще не заработала, как того требует время, система социальных лифтов. А во многих сектах весьма доступно говорят об якобы «справедливом» переустройстве мира.

В сложившихся условиях немало семей озабочены решением проблем экономического, а порой и физического выживания. Наблюдается тенденция отстранения родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. В таких семьях нет прочных связей между родителями и детьми, и, как следствие, авторитетом становится внешнее негативное окружение, что приводит к выходу ребенка из-под влияния семьи. Те молодыелюди, которые не могут найти социально полезный способ применения своих сил, пытаются утвердиться и самореализоваться, в частности, через религиозные секты.

Нетрадиционные конфессии смогли воспользоваться возросшим интересом к религии, сочетающимся с порождением советского атеизма - полной религиозной неграмотностью. Вследствие этого: беззащитность молодых людей перед экспансией новых культов. Представители традиционных религий и государственных органов не смогли вовремя распознать приближающуюся опасность и спохватились уже тогда, когда это явление пустило глубокие корни.

Настойчивые, подготовленные гости из зарубежья - миссионеры, если даже они действуют в рамках законодательства РК, на мой взгляд, приносят больше вреда, чем пользы. Будучи религиоведом, хорошо знаю о том, что в исламе, православии есть такое правило: прежде всего ведут разговор с тем, кто приходит в мечеть, церковь. Сектанты - хорошие психологи - разговаривают в любом месте и с любым человеком, который не сумел быстро сказать «нет» и разговаривают на уровне его миропонимания.

- И что же делать в этой ситуации?

- На традиционный вопрос «что делать» и ответ традиционный: работать. Работать государственным органам, учебным заведениям, духовенству традиционных конфессий, религиоведам, семье, каждому из нас. Причем, работать со всеми: рассказывать, разъяснять, убеждать, обучать... И, что важнее всего, работать с каждым. С каждым, кто попал в беду, не может самостоятельно справиться с возникшими проблемами. Свое слово должны сказать люди знаковые, лидеры общественного мнения, писатели, художники. Причем, сказать так, чтобы их услышали.

Очень многое могут сделать общественные объединения. Примером тому - четырехлетняя работа религиоведческого информационно-консультативного центра «САНА», руководителем которого является Гульнара Оразбаева.

Дилетантизм опасен всегда, тем более в такой тонкой сфере, как религиозные чувства людей. В отношении же центра с полным на то основанием можно говорить, что его сотрудниками достигнут высокий уровень профессионализма. Кроме того к проведению тренингов и семинаров привлекаются лучшие специалисты из других городов Казахстана, из ближнего зарубежья. Информационная, профилактическая работа сочетается с индивидуальной работой с людьми, ставшими жертвами деструктивных организаций.

Только так, общими усилиями, мы сможем обратиться к духовным и нравственным ценностям своего народа, и в них мы всегда найдем ответы на все вызовы современности.

Вопросы задавала Нина МИТЧИНОВА.

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...

!!! Все комментарии проходят предварительную модерацию администратором сайта. Комментарии, содержащие ненормативную лексику или оскорбительные выражения, редактируются или не публикуются, по усмотрению модератора. !!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Другие статьи по этой теме

Единодушная поддержка Послание Главы государства Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» остается в ...
Духовой, читай — духовный… «Казахстан-2050» «Воспитание детей - это огромные инвестиции в будущее. Мы должны подходить в этом вопросе именно так и стремиться дать нашим детям л...
Инертные правовые нормы отменят На медийной площадке Службы центральных коммуникаций при Президенте РК состоялся очередной брифинг с участием заместителя председателя Мажилиса Парлам...
Этнополитика и наука — реальное взаимодействие... Стратегия «Казахстан-2050» Акмолинская ассамблея народа Казахстана обсуждает итоги расширенного заседания научно-экспертного совета АНК, прошедшего в...
Как помочь молодому предпринимателю... Стратегия "Казахстан-2050" Масштабы развития предпринимательства в нашей стране, по мнению экспертов, пока отстают от соответствующих показателей раз...