Абылай-бахадур хан

75-4-1Мухтар МАГАУИН, народный писатель Казахстана, лауреат Государственной премии Казахстана им. Абая.

(Окончание. Начало в №79, №80 и №81)

В 1753-1754 годы казахские дружины под предводительством батыров Жанатая, Кабанбая, Богенбая, Ер Жанибека, Муюзды Утегена («муюзды» — буквально «рогатый») и зимой, и летом совершили немало победных походов на Джунгарию. Потерпев поражение за поражением и почувствовав близкий конец, Дабачи даже обратился за военной помощью к русским властям. Хоть у Дабачи уже не было былой силы, Амирсане все же не удалось добиться явного превосходства.

Смертельное противостояние хана и князя калмыков было на руку казахам. В конце концов, в одной из решающих битв Амирсана был наголову разбит и, оставив свой улус, бежал в Китай. Но это не остановило Абылая, осенью 1754 года он окончательно разгромил набиравшего силу Дабачи. За осенней победой последовала зимняя кампания. Победные походы продолжались и весной 1755 года.

Таким образом, в двухсотлетней войне, которой не было подобных в истории никакого другого народа, окончательную победу одержали казахи. Джунгарское государство перестало более быть угрозой, полное освобождение Жетысу должно было свершиться своим чередом.

Достижение Абылаем очень крупной военной и политической победы не нравилось соседней с казахами Российской империи и пограничной с Джунгарией Маньчжурско-Цинской империи. Россия, отговаривавшая казахов от походов и теперь встревоженная растущей их мощью, начала подтягивать войска к границе, подумывать о захвате Джунгарии. Но ее опередил Китай, который вот уже триста лет бдительно следил за Ойратским улусом. Под предлогом посадить Амирсану на его законный престол китайцы летом 1755 года вторглись в Джунгарию.

Измученный и ослабевший в результате внутренних противоречий и междоусобицы, систематических набегов Казахской Орды, обманутый обещаниями, что к власти придет Амирсана, Дурбун-Ойрат не смог оказать какого-либо сопротивления. Калмыкский народ на протяжении трех столетий служивший крепостью между Китаем и всем тюркским миром, отчаянно вступавший в борьбу с превосходящими силами врага и отстаивающий свою независимость, за каких-то два-три месяца лег под ноги Маньчжурско-Цинской империи.

Когда китайская армия вошла в пределы Калмыкской Орды, там же стоял Абылай со своим войском. Китайский император направил казахскому хану специальных послов с письмом. «Вы раньше непрерывно воевали с олютами, — говорилось в нем. — Когда Поднебесная снарядила армию, вы сражались с Дабачи. Теперь джунгарская земля успокоилась. Весь ее народ является нашими слугами. Более мы не дадим им чинить какой-либо вред вам. Если бы вы признали нашу власть и преклонились перед ней, то мы бы сделали вас счастливыми. А если желаете быть самостоятельными, то разрешаем сохранить границы и жить мирно. Отныне запрещается ступать ногой в нашу сторону, в противном случае мы направим нашу победоносную армию и накажем вас».

После разгрома Джунгарии независимой стране, чтобы жить по своему усмотрению, ничьего разрешения не требовалось. Судя по данному документу, в тот период между Казахским государством и Китайской империей уже непосредственно проходила граница и маньчжурско-цинский богдыхан, считающий себя властелином полмира, ясно представлял себе мощь казахов. Видно, что он признал самостоятельность, независимость Казахской Орды под властью Абылая.

Позднее в указах для своих полководцев еженхан Цяньлун (Хун Ли) подчеркивал: «Эти казахи раньше жили самостоятельной страной, мы должны это признать». Предупреждает, что необходимо различать казахов и олютов, т. е. ойратов, если казахи будут сохранять спокойствие и мир, то не следует переходить границу с войной. А в отношении завоеванной Джунгарии он выражает твердую решимость более не выпускать ее из своих рук.

На самом деле надежды и расчеты Амирсаны на китайцев не оправдались, после пленения Дабачи Цяньлун разделил прежнюю единую Джунгарию на четыре улуса, в каждой крепости сосредоточил свой гарнизон, а лишенному всей власти, превратившемуся в рядового нояна Амирсане приказал явиться в Пекин.

В это время весь калмыкский народ поднялся на национально-освободительную борьбу против китайских захватчиков. Возглавил эту борьбу Амирсана. Но силы уже были далеко не те, судьба была предрешена. Цяньлун уже считал, что окончательно завладел древней джунгарской землей, которая когда-то была родиной казахских предков — древних тюрков, а начиная с XIV века стала владением калмыков — племени западных монголов. Весть о восстании привела еженхана в неописуемый гнев и он издал неслыханный указ — стереть с лица земли весь ойратский народ. В Дурбун-Ойрат была направлена армия в двести тысяч солдат. Потерпевший поражение и оставшийся без войска и народа Амирсана с несколькими нукерами опять бежал к Абылаю.

Цинские послы потребовали от Абылая сдать Амирсану китайским властям, не то — китайцы нападут на казахские земли, но хан ответил отказом. На то были две причины. Во-первых, не говоря об обычае предков, враг мог сделать вывод о его слабости и предпринять соответствующие меры. Во-вторых, и самое главное — сохраняя Амирсану, сохранить Калмыкскую Орду. Именно в этот исторический момент основным вопросом была целостность вчерашней враждебной Джунгарии, восстановление ее единства и силы.

Мудрый правитель, прозорливый дипломат Абылай сразу оценил новую опасность, надвигающуюся с востока как всеразрушающий селевой поток, глубоко осознал то, что остановить его могут не только сила, но и холодный ум, хитрость, гибкая тактика, рассчитанная на долгие времена продуманная политика. Поэтому поддерживал освободительную борьбу Джунгарии против Цинской империи. Начал укреплять армию Казахской Орды, готовиться к смертельному бою.

И вот летом 1756 года маньчжурско-цинские войска, возглавляемые полководцами Хадахой и Дарданой, с двух сторон хлынули на казахские степи. Навстречу вышел Абылай во главе большой армии, состоящей из сынов всех трех жузов. История казахско-китайской войны 1756-1757 годов еще не написана. Это — особая глава в героической летописи нашего доблестного народа.

Судя по достоверным историческим документам, которые стали известны в последнее время, летняя военная кампания проходила с переменным успехом. Плечом к плечу с казахами отчаянно воевали и калмыкские отряды во главе с Амирсаной. Армия алаша под предводительством Абылая нанесла весьма серьезные поражения китайцам сначала в Жетысу, у подножия горы Калмык-Толагай, затем — на Аягузе. Император Цяньлун не ожидал такого поворота дел, поэтому отозвал обратно Хадаху и Дардану, покоривших буквально до этого весь Восточный Туркестан, заменил их полководцами Фу Дэ и Чжао Хуэй.

По численности китайские войска, конечно, во много раз превосходили казахские. В тяжелых боях потери казахов тоже были серьезными, сам Абылай получил ранение, и он отдал приказ к отступлению. Но как свидетельствуют документы, этот шаг был не военным поражением Абылая, а его крупной стратегической победой. Казахи сохранили свои основные силы, ведя непрерывную войну в виде партизанской, изматывая врага.

На второй год войны Дурбун-Ойрат был окончательно разгромлен. По приказу еженхана Цяньлуна всех калмыков изрубили от мала до велика, миллионный ойратский народ, являвшийся по тем временам одним из многочисленных, действительно полностью был стерт с лица земли. Расправившись с калмыками, летом 1757 года цинские войска с огнем и мечом вновь вторглись в казахские пределы. Абылай быстро привел в боевую готовность свою армию и выступил навстречу. Но после нескольких разведывательных боев выяснилось, что численность врага в десять раз больше, поэтому остановить его в единоборстве в открытом бою невозможно.

Маньчжурско-цинские политики к этому времени тоже поняли, что не так-то легко справиться с казахами, что в бескрайних степях их ждет долгая и изнурительная война. 15 мая 1757 года Абылай отправил к полководцу Фу Дэ Абильпеиз султана с небольшим отрядом.

В местечке Айдын-Су Абильпеиз султан столкнулся с авангардом китайцев и принял вынужденный бой, только после первых обменов ударами ему удалось разъяснить суть дела противнику. Ему открыли дорогу в шатер Фу Дэ. В результате первоначальных переговоров была остановлена широкомасштабная война между казахами и китайцами. Примечательно, что переговоры между казахскими правителями и китайскими полководцами велись на калмыкском языке. Вскоре состоялось заключение договора о мире. Стороны организовали церемонию официального обмена послами.

Здесь следует обратить внимание на один неверный факт, который берет начало с китайских летописей, пронизанных шовиниским имперским духом, перекочевавшим в поздние исторические труды. Абылай никогда не отдавал свой народ в чужое подданство, никогда не присягал китайскому императору в верности. Ни где нет подобного документа, подписанного от имени Абылая, его послы в Пекине вели разговор лишь о добрососедстве, дружбе. Во время встреч, переговоров они сразу отвергали намеки дворцовой элиты о подданстве. Говоря дипломатическим языком того времени, между Цинским императором и казахским ханом установились «отношения между старшим и младшим братьями», а система подданства тогда называлась «отношения между отцом и сыном».

Одним словом, победоносный полководец, прозорливый политик Абылай-хан отстоял свои земли и народ, удержал святое знамя независимости. После разгрома Джунгарии, установления мирных взаимоотношений с новым восточном соседом, после стабилизации политической обстановки в самом улусе Абылай приступил к наведению порядка во всех концах прежней Казахской Орды. В 1765, 1770 годах он выступил походом против Киргизского улуса, очистил левобережье Или, территорию вдоль Чу, обозначил границу между казахами и киргизами, которая протянулась от Нарынкола до Кордая и сохранилась до наших дней. В 1771 году были разгромлены волжские калмыки.

В последние 15 лет жизни Абылай вел непрерывные войны со среднеазиатскими ханствами, вернул города Туркестан, Шымкент, Сайрам, присоединил Ташкент, вновь присоединил к Казахской Орде земли предков всего южного края. Многое из этого было позже потеряно.

«Орнында бар оңалар», говорится в народе (это означает примерно — «тот, кто цел, невредим и находится на своем месте, когда-нибудь заявит о себе, возвысится»). Нет сомнения в том, что народ, давший Абылая, непременно пойдет по светлому, созидательному пути, достигнет многовековой заветной цели — войдет в когорту мировых держав как подлинно независимое, мощное во всех отношениях государство.

Перевод с казахского Госмана ТОЛЕГУЛУЛЫ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также