…Из дневника поездки в южную столицу

81-4-2Одним из основных направлений музейной деятельности является научно-исследовательская работа. С этой целью летом прошлого года состоялась научная командировка в Центральный Государственный архив Казахстана по изучению истории Кокшетауского региона периода XIX-начала XX веков.

Было просмотрено около 5000 наименований фондовых описей, изучено 30 дел и произведена фотофиксация свыше 250 документов-оригиналов. Так, к примеру, в фонде 329 имеется «Книга записи золотоносных и других ископаемых по Кокшетаускому округу за 1840 год», состоящая из 5-ти листов. Подобная же книга записей заявок составлена и в 1842 году.

В фонде № 354 имеется редкая, в единственном экземпляре «Книга на записку родившихся, умерших, бракосочетающихся и разводов Кокшетауской мечети за 1886 год», основная часть которой написана арабской графикой, а заголовки — на русском. Первая записьсделанав 1885 году, последняя — в 1887 году. Эта Книга велась при известном казахском теологе Науане Хазрете, именем которого ныне называется городская мечеть, расположенная по улице Еркина Ауельбекова. В данное время документы, написанные арабским шрифтом, переводятся на казахский язык.

В этом же фонде имеется «Дело о приеме на службу письмоводителем Кокшетауского приказа Макыжана Уалиханова» — брата Шокана Уалиханова — за 1866-1869 гг.

В деле № 84 под графой «совершенно секретно» в 1853-1855 годах велась переписка с Кокшетауским окружным приказом об участии султанов Уалиханова и Губайдуллина в восстании под руководством Кенесары Касымова. Дело на 39 листах называется «О недозволительных действиях султанов Валиханова и Губайдуллина».

Изучена ведомость о ходе торговли на ярмарках Кокшетауского округа за 1863 год, а также ведомость за 1859 год о находящихся в Кокшетауской станице кожевенного и салотопенного заводов. Так, к примеру, согласно ведомости 1863 года в Кокшетауской станице были учреждены две ярмарки под названиями «… Покровская и Георгиевская, с привезенныхъ на оных товарахъ и с пригнатымъ скотомъ». «Покровская» ярмарка действовала с 14 сентября по 1 октября, а «Георгиевская» с 26 ноября по 3 декабря. На подобные масштабные мероприятия съезжались все купцы и торговцы Кокшетауского региона. Почти 150 лет назад в этих двух ярмарках приняли участие: 2080 казахов Кокшетауского округа, 32 иностранца, то есть ташкентцы и бухарцы, 100 «казаковъ изъ станицы» и 14 «купеческихъ прикащиковъ». Хлеб как «главнейший товар», привезенный «со внутренней стороны», был полностью реализован. Спросом пользовались ржаная, пшеничная и овсяная мука. К примеру, ржаной муки было продано 580 пудов на общую сумму 290 рублей.

В фонде 354-м под названием «Кокчетавский уездный начальник» имеется «Книга на записку простых бийских решений Кошкулы Баимбетовской волости Кокчетавского уезда» за 1871 год, где рассматриваются спорные дела, а также заключения, вынесенные бийским судом вышеназванной волости. Каждое дело закреплено печатью.

В 1861 году сын Губайдуллы Уалиханова — Болат Губайдуллин, проживавший тогда в Кокшетау, за выступления против местной администрации был взят под надзор колониальной полиции, о чем свидетельствует дело № 1609,345-го фонда. Эти документы были переданы в Центральный госархив Казахской Республики из Омского областного исторического архива в июне 1941 года.

Одним из интересных документов по вопросам особенностей этнической структуры казахов 2-й половины XIX века представляется «Дело о причислении шалаказахов на положение казахов волостей Кокшетауского, Акмолинского, Баян-Аульского и Карка-ралинского внешнихокругов», написанного на 394-хлистах, впериодс20 сентября 1857 года по 23 марта 1859 года. Более двух столетий назад в казахском социуме появляется новая социально-этническая категория как«шала-қазақ», о которой писал еще великий ученый Шокан Уалиханов. По мнению татарского исследователя Казахской истории Курбангали Халида, к этой категории относятся не только сарты (так называли казахи тюркоязычных оседлых жителей Средней Азии и Восточного Туркестана), но и ногайцы (татары), и другие, которые смешались и породнились с казахами. Многие из них женились на казашках, их потомков и называют «шала-казахами», подчеркивает К. Халид. Казахское слово «шала» означает «наполовину», «недостаточный», «кое-как», поэтому уравненным в правах с казахами лицам этой категории, естественно, было не совсем приятно это название. Мудрые, дальновидные лидеры «шала-казахов» добиваются права на этническую принадлежность к казахскому народу, чтобы их потомки назывались казахами. С таким ходатайством представитель татарских «шала-казахов» ездил даже в Петербург. Власти вняли этой просьбе. В вышеназванном документе имеется список ташкентцев и бухарцев, которые после выхода специального постановления стали называться «казахами Жауар-Караульской волости Кокшетауского внешнего округа». Фонд 345, опись 1, дело 2024.

В1854 году младшим указным муллой Кокшетауской соборной мечети был назначен татарин из Казанской губернии Габайдулла Хабибуллин. Его архивное дело написано на 43-х листов, и датируется 1854-1858 годами.

К началу XX века относятся документы 517-го фонда. Здесь, в частности, имеются краткие сведения о Кокшетауском казенном винном складе № 7 Тобольско-Акмолинского акцизного управления в городе Кокшетау (1903-1919 гг.). В том же деле его называют еще «Кокшетауским Айдабульским казенным винным складом». Место расположения склада упоминается также в одном из документов 1920-х годов Областного госархива, в котором сообщается адрес дома казахского купца Балтахана, ныне расположенного по улице Кудайбердиева, 78. Кстати, бывший винный склад находится рядом с историко-краеведческим музеем. Комплексный памятник архитектуры — безусловный свидетель калейдоскопа событий ушедшего столетия. 14 марта 1918 г. в здании областного музея проходил первый уездный совдеп. Факт о том, что в работе Кокшетауского совдепа принимал участие знаменитый казахский акын и борец Балуан Шолак, в истории малоизвестен. Скорее всего, в документах фигурирует не псевдоним акына «Шолақ», а настоящее его имя — Нурмагамбет Баймырзаулы. Сведения о нем содержатся в ранних трудах известного политического деятеля, писателя и ученого Сабира Шарипова, работавшего в то время в городском совдепе.

В обширном 345-м фонде, имеются данные о постройке в Кокшетауском уезде почтового отделения. Интересным представляется следующий факт: несмотря на то, что официально Кокшетауский уезд территориально был оформлен в 1868 году, часто в документах периода середины XIX века можно встретить упоминание уезда, хотя существовало еще понятие «округа». Есть основания полагать, что границы округа с волостями, а затем уезда, практически совпадали, на территории которых впоследствии и была образована Кокшетауская область.

В 1902-1911 годах в Акмолинской области существовал комитет попечительства о народной трезвости. Подобный комитет соответственно существовал и в Кокшетауском уезде. С его деятельностью мы можем познакомиться из выписок из журналов заседаний за 1 903 -1905 годы и 1906-1907 годы.

В фондах республиканского архива имеются также документы о спорах, происходивших из-за кыстау между казахами Кокшетауского, Акмолинского и Баян-Аульского округов. Имеются интересные сведения об этнической структуре родов Кокшетауского и Акмолинского округов с описаниями их границ расположения кыстау и жайлау, взимаемого налога за землю представителями колониальной администрации, дело об укочевке казахов Кереевской волости Кокшетауского уезда в Китай, не принявших политику русского царизма, насильственной христианизации и многое другое.

Нужно сказать, основная часть архивного фонда представлена на двух языках: казахском и русском, имеются документы, написанные на арабском, а также китайском и маньжурском языках. Последние свидетельствуют об экономических и политических отношениях Казахского ханства с Китаем.

Параллельно велась работа в Центральном Государственном архиве кино-фотодокументации и звуковых записей РК, расположенном в здании основного архива. По итогам было отобрано 14 фотографий, касающихся непосредственно исследовательской темы, а также дополнительно по этно-культуре казахов XIX века. В фондах этого архива имеется документальный фильм о всемирно известном казахском борце Кажимукане Мунайтпасове, уроженце Акмолинской области.

За день до отъезда из Алматы посетила и ознакомилась с экспозициями таких известных музеев, как Центральный государственный музей Республики Казахстан, Дом-музей Динмухаммеда Кунаева, Литературно-мемориальный Дом-музей Мухтара Ауэзова, а также Мемориальные музейные комплексы казахских писателей Сабита Муканова и Габита Мусрепова. Кстати, в молодости Сабит Муканов работал председателем ревкома Кокшетауской волости и был известен   под именем « Қара-Бөрік».

Все вышеперечисленные музеи, кроме Центрального республиканского, расположены на тихой, узкой, своеобразной улице-аллее, носящей имя известного композитора Мукана Толебаева. Во второй половине прошлого века улица считалась элитной, здесь проживали руководители страны, известные деятели науки, искусства и культуры.

Литературно-мемориальный Дом-музей Мухтара Ауэзова является научно-культурным центром. Комплекс состоит собственно из дома и построенного позже музея, посвященного жизни и творчеству выдающегося казахского писателя. Двухэтажный, по современным меркам небольшой особняк, Мухтар Омарханович построил в начале 50-х годов XX века, получив Сталинскую премию за роман-дилогию «Путь Абая».

Дом-музей государственного и политического деятеля Казахстана Динмухаммеда Ахмедовича Кунаева расположен на втором этаже 9-ти квартирного жилого дома. Интерьер скромной 3-х комнатной квартиры все тот же, как при Димаше Ахмедовиче и его супруге Зухре Шариповне. Со слов племянницы Д. Конаева — Жайннет Серикбаевой, каждый предмет в экспозиции музея уникален. К примеру, только личная библиотека насчитывает свыше 6000 книг с автографами всех мировых лидеров XX века, начиная с англичанина Уинстона Черчилля. Или огромная коллекция зажигалок, среди которых подарки от арабских шейхов, японских императоров. Для достойного отражения экспозиции, квартиру-музей хотелось бы видеть в перспективе Мемориальным комплексом. Гостье и коллеге из далекого Кокшетау Жайннет Даулетовна  подарила именную открытку, а от Дома-музея С. Муканова передана информационная брошюра «Алматыдағы Сәбит Мұқанов музей-үйі».

Дружественный прием был оказан и в Центральном государственном музее РК. Нужно сказать, особенностью ЦГМ является огромная площадь здания, что бесспорно имеет большое преимущество при построении в пространстве тематических композиций. Впечатляет своей масштабностью экспозиция казахской этнографии, атакже истории и археологии. Шедевры искусства великих предков эпохи Кочевой цивилизации представлены в «Золотом зале». Для посетителей открыт постоянно действующий выставочный зал работ известного казахстанского художника Николая Хлудова, главной темой которых является этнокультура и быт казахского народа конца XIX — первой трети XX веков. Экскурсионные билеты в этот зал стоят 1000 тенге, в «Золотой» -1300. В целом же посещение музея без экскурсии обходится недорого, всего в 100 тенге. И, наконец, другая важная особенность: Центральный музей Казахстана, как и большинство известных музеев мира, из многообразной своей специфической деятельности приоритет отдает научным исследованиям.

Бибигуль САДУАКАС,
по материалам областного историко-краеведческого музея.

гг. Алматы — Кокшетау.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также