Абылай-бахадур хан

75-4-1Мухтар МАГАУИН, народный писатель Казахстана, лауреат Государственной премии Казахстана им. Абая:

Возрождение Алаша после трагедии «Актабан-шубырынды», возвышение вновь знамени Казахской Орды с изображением торе-тамги, восстановление единой, мощной государственности связаны с именем Абылай-хана.

Абылай-бахадур хан родился в 1713 году. В последнее время и в литературе, и официально ошибочно был принят год 1711 -ый. Ни в каком историческом документе нет сведений о том, что Абылай родился в 1711 году и прожил 70 лет. Напротив, все факты указывают на 1713 год. Так, командующий Сибирским пограничным войском России генерал-майор Огарев в тайном донесении в Коллегию иностранных дел в мае 1781 года пишет: «23 мая сего года мне сообщили, что хан киргиз-кайсакской орды Абылай, будучи в походе, от приключившейся ему болезни умер на шестьдесят девятом году…»


В письме Уали султана, сына Абылай-хана, российской царице Екатерине Второй этот факт повторяется. Все эти документы хранятся в «Архиве внешней политики России», публиковались в печати, много раз использовались русскими исследователями. То есть, это не тайна за семью печатями. В сохранившихся в казахском народе исторических сказаниях, произведениях мастеров устного творчества также говорится, что Абылай прожил 68 лет, из них 48 лет стоял у власти, впервые прославил свое имя в двадцать лет.

Словом, то, что Абылай родился в 1713 году — бесспорная истина. Конечно, можно было бы и не брать во внимание разницу в два года. Но по отношению к такой исключительной личности это тоже важно. Потому что жизнь Абылай-хана, ее определенные периоды прямо связаны со значительными историческими событиями.

Родословная Абылая известна. Его предки — Чингисхан, Джучи хан, позднее — основатель Казахской Орды Азь-Жанибек, затем Высокорослый Храбрый Есим хан, Салкам Жангир хан. Во все времена эта династия правила страной, служила опорой народу. Название сей родовитой ветви казахов — торе.

Отец Абылая Уали султан во время нашествия врага погиб в бою, а его маленький сын Абильмансур — будущий Абылай-хан в сумятице остался без присмотра и защиты. Видимо, это случилось во время «Актабан-шубырынды». Благодаря верному слуге Оразу маленький Абильмансур остался жив и стал расти, крепнуть.

Об этом периоде жизни будущего великого хана распространено множество легенд и рассказов. Суть их всех заключается в том, что гордый подросток, скрыв свое происхождение, жил наряду со всеми под именем Сабалак. Пас верблюдов Толе бия из рода Уйсунь, в других легендах — Даулеткельды бая из рода караул. Эти факты скорее всего дополняют друг друга. Но несомненно то, что юный Абылай в трудную пору после «Актабан-шубырынды» действительно был простым пастухом.

Этот период способствовал будущему властелину глубоко познать жизнь народа, досконально изучить все позитивные и негативные стороны. Умение Абылая найти общий язык с людьми, убеждать их, находить путь к сердцу рядового человека берет начало именно с жизненного опыта юношеских лет, с тесного общения с простым народом.

Звезда Абылая взошла в двадцать лет. В одном из больших боев с джунгарами никому до сих пор неизвестный молодой джигит Абильмансур в поединке убивает Чарыша — главного батыра калмыков, близкого родственника хунтайджи Галдан Церена. Это воодушевило всю армию, возглавляемую Абильмамбетханом, и дало начало грандиозной победе казахов.

Когда произошла эта битва? Наши историки и писатели предполагают, что, наверное, имеется в виду Булантинская (1728) или Аныракайская (1730). Но это неправдоподобно. Мало того, что Абылаю тогда исполнилось всего 16-17 лет, в это время хан Среднего жуза Самеке еще был жив, в исторических документах наряду с ним называется только имя Абильмамбет султана.

Двадцатилетие Абылая совпадает с 1733 годом, именно в этом году, по китайским источникам, между казахами и калмыками произошло крупное сражение. Прекрасно вооруженное, сильное калмыкское войско потерпело сокрушительное поражение. Лишь его небольшая, побитая, жалкая часть кое-как добралась до Джунгарии. Нет сомнения в том, что это именно та битва, в которой Абылай впервые отличился своей отвагой и мужеством, в которой он открыл путь к великой победе.

Видимо, это было не первое сражение, в котором принимал участие Абылай. Чтобы в решающей схватке в качестве главного батыра казахов выйти на поединок с грозным врагом, нужны не только храбрость и воля, но и немалый опыт. Бесспорно, что молодой Абильмансур активно участвовал до этого в небольших сражениях, отдельных боях, хорошо овладел военным искусством, особенно техникой поединка. Фольклор, исторические эпосы свидетельствуют о том, что Сабалак в первое время участвовал в чрезвычайных небольших походах, находясь в дружине Богембай батыра из рода Канжыгалы.

Особое мужество Абылая в поединке, да и в последующей кровавой сече оставило неизгладимый след в народном сознании. На врага он бросался с кличем «Абылай!» и после этого победного сражения сразу завоевал огромный авторитет в армии и народе, был объявлен султаном Среднего жуза. Правитель города Карнак под Туркестаном за свою безумную храбрость прозванный Канышер Абылаем (Кровожадным Абылаем), был дедом Абильмансура. Отныне Абильмансур становится Абылаем. Со временем вся власть в улусе переходит от Абильмамбета (внук Азь-Тауке хана, тоже из династии Салкам Жангира) к двадцатилетнему отважному воину. Здесь надо отдать дань огромного уважения Абильмамбету, который сумел оценить должным образом мужество и мудрость молодого Абылая и передал ему по сути дела бразды правления народом, абсолютно не питая никакой зависти и ревности, и все оставшееся время находился только на уровне хана-советника, умного наставника младшего брата. Этот поступок в ту честолюбивую эпоху — проявление высочайшей сознательности, продиктован конечными святыми целями и задачами народа.

Получив власть в двадцать лет, Абылай почти полвека — ровно сорок восемь лет — правил страной. Конечно, степень его власти не была одинаковой во все времена. Если он начинал как султан Среднего жуза, то со временем стал великим ханом всего казахского народа. К 1740 году власть Абылая распространялась на две третьих прежней Казахской Орды, а в 60-е годы он был признан уже всеми тремя жузами. Вскоре Абылай возродил прежнюю Казахскую Орду эпох Тауекель хана, Есим хана, Салкам Жангира, Азь-Тауке; по свидетельству исторических документов того времени, в 1771 году вся аристократия, ханы и султаны, бии и батыры трех казахских жузов — Старшего, Среднего и Младшего -в городе Туркестане под священным куполом мавзолея мусульманского святого Ходжи Ахмета по древней традиции предков подняли Абылая на белой кошме и объявили ханом трех алашей. Вплоть до самой смерти в мае 1781 года Абылай являлся великим ханом Казахской Орды. Начав свой боевой путь с поединка, Абылай завершил и ханский путь на коне — он умер на берегу реки Арыс, когда возвращался из похода. У него остались тридцать сыновей. Позднее из его династии вышли знаменитые, достойные своего предка потомки, — Есенгельды и Саржан, Кенесары и Наурызбай, Шокан и Сыздык и др. Все же самым главным наследием Абылай-хана, основной его династией является оставшийся после него казахский народ, который после двухвековых страданий и потерь все же нашел в себе силы отстоять родные земли, со временем свое древнее государство Казахскую Орду превратил в Казахскую республику, какие бы испытания не встречались на историческом пути, сумел сохранить сознание целостности, растил поколения, защищал земли предков. Благодаря этому народу путь Абылая, дела Абылая находят продолжение сегодня.

Прежде чем продолжить разговор об Абылай-хане, хотелось бы остановиться на некоторых неверных утверждениях, которые сформировались в период советской тоталитарной идеологии и еще не выветрились из сознания многих современных ученых. Первое из них о том, что Абылай якобы был ханом не всех казахов, а правил лишь отдельной частью страны.

Известно, что колониальное царское правительство неуклонно проводило политику «Разделяй и властвуй». Если царская Россия стремилась как можно мельче раздробить казахский народ, то советская Россия вовсе отрицала, что мы когда-то были единой державой. Откуда исходит утверждение о том, что Абылай был только ханом Среднего жуза, хотя имеются достоверные документы о его избрании ханом трех жузов, о распространении его власти на весь казахский народ?

Царская Россия, конечно, никак не была заинтересована в возрождении эпох Ер Есим хана, Азь-Тауке хана. Тем не менее Казахская Орда приобрела былую мощь, стала единой державой, но царское правительство явно пренебрегало этой истиной. Исходя из непризнания государственного единства Казахии, оно заявило, что считает Абылая ханом не всех казахов, а только Среднего жуза. Таким образом, в бумагах дипломатических взаимоотношений, соответствующих документах всегда пишется «хан Среднего жуза Абылай». В связи с этим в письме императрице Екатерине Второй он вторично подчеркивает, что является ханом всего казахского народа, что избран волей всего народа. Как престолодержатель независимого государства он предостерегает: «Отныне следует признать меня как властителя всего казахского народа Абылай-хана». Такова истина.

Второе негативное понятие, касающееся Абылая, — разговор о российском или китайском подданстве. Вообще, подданство в прошлые эпохи — очень сложная проблема, тема специальных исследований. Еще в то время русские дипломаты и ученые отмечали, что подданство таких народов, как казахи, имело место только на словах, они не считали себя зависимыми от империи и обязанными ей чем-то. В переводе на современные представления — это лишь разновидность военного союза, политических взаимоотношений между большим и малым государствами, договора о мире, взаимных дружеских сношениях. Абылай в 27 лет, когда еще был не ханом, а султаном, подписал документ о принятии подданства России. Позднее, когда маньчжурско-цинские войска полностью уничтожили Джунгарию и вторглись в пределы Казахии, когда над казахским народом нависла реальная опасность быть стертым с лица земли как калмыки, он признал еженхана старшим братом. Но никто из прошлых и настоящих историков не отрицает того, что, находясь между двумя огромными империями, Абылай сумел сохранить народ, страну и в тоже время фактически проводил совершенно независимую политику. А после его избрания ханом трех алашей забывается и подданство на словах. Абылай отказывался встречаться с пограничными российскими властями.

Политика Абылая, как хана независимой страны, естественно, не нравилась русскому царству. Так, оренбургский губернатор И. Рейнсдорп в донесении в Коллегию иностранных дел пишет, что Абылай отказался присягать российской короне, не принял дары императрицы, предназначенные к этому случаю, и расценивает это как неслыханное смутьянство.

Однако как бы ни ненавидело, царское правительство было вынуждено считаться с Абылаем, так как он являлся всенародно избранным, полноправным властителем независимой державы.

(Продолжение в следующих номерах).

Перевод с казахского Госмана ТОЛЕГУЛУЛЫ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также