История учит тех, кто ее изучает

78-4-1Внимание: опыт

Музейное дело — целый мир, в котором не так-то просто разобраться. Что скрывать, в век информационных технологий сложно заинтересовать современных подростков музейной культурой, навыками исследовательской краеведческой деятельности, привить живой интерес к истории родного края.

Но давно известно, что история учит только тех, кто ее изучает. Причем история не учитель, а надзиратель, жестоко карающий за пренебрежение ее уроками — всему этому мы сами свидетели и очевидцы.

Недаром Чингиз Айтматов писал: «Народ, у которого нет истории, подобен ребенку без отца и матери, всему учится с самого начала. Мало того, народ, потерявший свою историческую память, словно гибкая лоза, куда его согнешь, туда и пойдет».

Заведующая экскурсионно-массовым отделом историко-краеведческого музея Акмолинской области Людмила Титенко разработала программу кружка «Поиск. Школа юных экскурсоводов», которая в течение 2012-2013 учебного года была успешно апробирована. Участниками кружка вызвались стать пытливые и любознательные исследователи, в чьих душах пробу-дилосьжелание поведать людям наравне со взрослыми о сокровищах музея, узнавать больше об удивительных экспонатах, попавших в музейные витрины, уметь самим рассказать о загадочных находках.

Именно этому учащихся многопрофильной гимназии № 5 «Тандау» обучали в стенах старейшего в области историко-краеведческого музея: им читали увлекательные лекции («Наш край в XIX веке», «Мир Абылай-хана», «Вооружение воинов-кочевников», «Городище Бозок»), знакомили с фондами музея, условиями хранения уникальных ценностей, методикой проведения экскурсий. В свою очередь дети получали практические задания: собирать легенды о родном крае Кокшетау, подготовить самостоятельно сообщения на интересующие их темы, составлять презентации экскурсий, включая увлекательные рассказы о музейных достопримечательностях.

Где и когда рождается в душе подростка тот магический кристалл,который позволяет ему потом, с годами, пройдя курс интенсивного учебного труда, видеть жизнь и мир прошлого по-своему? Что служит импульсом к тому, чтобы успешно овладеть тайнами музейных экспонатов, ответственно и серьезно переосмыслить возможности исторического знания?

Людмила Васильевна увлеченно рассказывает, что особенно удалась гимназистам учебная экскурсия по залу Абылай-хана, где величие экспозиций навевало на ребят трепет и уважение к личности полководца, сумевшего силой своей политической воли прозорливо объединить три казахских жуза во имя независимости единого казахского народа.

В планах у Людмилы Титенко подготовить не только юных экскурсоводов, но и юных научных сотрудников музея, ведь эти понятия неотделимы: любой исследователь музейной истории должен быть прежде всего грамотным, увлекательным гидом, умеющим увлечь любопытными фактами аудиторию разного уровня. Но это дело времени, главное, дети поняли: не сама история, а именно человек, действительно, живой человек — вот кто творит прогресс, эволюцию, всем обладает и за все борется, т.е. история — не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Важно, чтобы эти цели шли во благо и на созидание, а не на разрушение общества. Сама по себе история никого не судит. Судят люди — мы, современники событий, или наши потомки. А история, изучая жизнь в прошлом, в немалой степени отражает и жизньчеловека в настоящем.

Алия АХЕТОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *