О чем пишут наши коллеги. Уроки казахского языка

Государственный язык

О чем пишут наши коллеги

Республиканская общенациональная газета «Егемен Қазақстан»

Бақберген Амалбек, «Келелі мәселелер көтерілген кездесу» («Встреча, на которой были подняты злободневные вопросы»).

Депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан Виктор Рогалев, Нурлан Абдиров, Анатолий Пепенин, Жанат Жарасов и Ерсултан Бектурганов побывали в Акмолинской области. В областном филиале НДП «Hyp Отан» они встретились с местными депутатами.

Выступавший первым секретарь комитета по международным делам, обороны и безопасности Мажилиса Парламента депутат Виктор Рогалев всесторонне рассказал о работе законодательного органа. Высказал свое мнение о готовящихся новых законах, остановился на их особенностях. Особенно подробно говорил о законных актах, призванных способствовать дальнейшему индустриально-инновационному развитию страны. Кроме того, говорил и том, что сегодня делается очень много по трудоустройству населения, обеспечению людей квартирами.

Местные народные избранники задавали много вопросов и получили на них исчерпывающие ответы. Так, первый заместитель председателя Кокшетауского городского филиала НДП «Hyp Отан» Бауржан Гайса поднял проблемы аула «Нұрлы көш», расположенного неподалеку от города. В последние годы на решение проблем этого аула из бюджета выделяется много средств. Однако трудности оралманов до конца так и не решены. Поэтому, сказал он, хотелось бы, чтобы депутаты Парламента обратили свое внимание.

Республиканская газета «Ана тілі»

«Мектептерде дене тәрбиесі сабағын аптасына 3 сағат міндетті түрде өткізу мәселесі қарастырылды» («Рассмотрен вопрос об обязательных уроках физического воспитания не менее 3 часов в неделю»).

Этот вопрос поднял на заседании Правительства, которое прошло в селекторном режиме, Премьер-министр РКСерикАхметов. Министерству образования и науки совместно с акимами областей, городов Астаны и Алматы до начала нового учебного года, отметил он, необходимо восстановить обязательные уроки физического воспитания в общеобразовательных школах не менее 3-х часов; принять меры по восстановлению или открытию в школах групп лечебной физической культуры для детей с ослабленным здоровьем; увеличить до 100% охват педагогических работников физического воспитания, получающих доплаты за проведение внеклассной работы по программе здорового образа жизни.

Выступивший на заседании Правительства министр образования и науки РК Бахытжан Жумагулов отметил, что сегодня не во всех школах страны предусмотрена возможность внедрения обязательных уроков физического воспитания в общеобразовательных школах не менее 3-х часов в неделю.

Республиканская общественнополитическая газета «Айқын»

«Елорданың авторы да, архитекторы даЕлбасы» («Глава государства — и автор, и архитектор Елорды»).

Это — аксиома и не нуждается в доказательствах. На историческом отрезке времени, когда решалась судьба страны, Президент проявил инициативу о переносе столицы в Акмолу. Принятый документ был одним из первых волевых решений независимого Казахстана. Это стало героическим решением. Не просто героическим, но и стратегически продуманным документом Главы государства, призванным укрепить нашу государственность, казахизировать северный регион страны.

Астана — детище Главы государства. В свое время Президент говорил так: «Наверное, каждый человек любит свой город. А мы свой город любим втройне. Потому, что строить мы его начали на пустыре. Здесь каждый уголок, каждое новое здание пропущены через наши сердца, со дня своего рождения они на глазах».

Действительно, чудесные здания Астаны завораживают взор. На объектах, составляющих архитектурный ансамбль, остались следы рук всемирно известных архитекторов Кисе Курокавы и Нормана Фо-тера. В числе авторов Астаны не только японец и англичанин, но и казах. Это — Глава государства Нурсултан Назарбаев.

Спустя некоторое время, в соответствии с динамичным развитием Казахстана, Нурсултан Назарбаев пришел к мысли, что Генплан города, разработанный японским архитектором, требует серьезной корректировки, и принял решение об его изменении. Исходя из того, что нет единства во взглядах и у казахстанских архитекторов, в 2007 году он принимает Указ о передаче Генплана города на международную экспертизу лучших архитекторов мира. В октябре того же года международные специалисты вручили Нурсултану Назарбаеву проект заключения экспертизы. В целях достижения намеченных целей Президент создал научно-иссследовательный проектный институт по изучению Генерального плана Астаны. В результате в план вошли научно обоснованные изменения, была разработана нормативная база.

В строительстве Астаны появилась четко прослеживаемая последовательность и понятие преемственности. А Астана стала расти и развиваться невиданными доселе темпами. Приоритеты были отданы медицине и образованию. Средства, выделяемые вначале, были увеличены в 30, а на последующий этап — в 22 раза. Центр матери и ребенка, Центр оздоровления детей, Центры диагностики и нейрохирургии начали действовать во благо людей. А «Назарбаев Университет» стал лидером отечественного образования.

Еще одной гордостью Астаны, не просто гордостью, а ее символом, стал монумент «Астана-Байтерек». Высота монумента 97 метров. Это — не случайная цифра. Именно вэтом году столица из Алматы была передислоцирована в Акмолу. В центре панорамного зала «Байтерека» располагается деревянный глобус, обрамленный 17листьями, сподписями представителей 17 мировых религиозных конфессий. Возле него есть оттиск ладони автора идеи монумента Президента Нурсултана Назарбаева. В народе говорят, если в оттиск ладони положить руку, то исполнятся все мечты.

Областная общественнополитическая газета «Арңа ажары»

Газета опубликовала интервью Талғата Бақтыбекұлы «Астана — қазақтың мыктылығы» («Астана — это сила казахов») с Временным Поверенным в Делах Республики Беларусь в РК Олегом Морозовым.

Олег Владимирович, давайте наш разговор начнем с Вашего первого приезда в Астану. Какое у Вас тогда было впечатление?

— В Астану я впервые приехал в мае 2010 года. С первых дней не устаю восхищаться ею. Астана — один из динамично развивающихся, устремленных в будущее великолепных городов мира. Я не удивлюсь, если со временем он станет не одним из лучших, а самым лучшим городом. Если скажу, что в городе каждый день появляется по одному новому зданию, наверное, будет преувеличение. Но, если отлучиться на месяц, то, наверняка, бросается в глаза новый невиданный до этого прекрасный объект.

Конечно, три года небольшой срок, но, всетаки, что изменилось за это время?

Скажу сразу, вместе с казахстанскими друзьями я искренне радуюсь тому, что с каждым днем Астана становится все прекраснее. Казахский народ- поистине героический, сильный народ, который вместе с укреплением Независимости развивает и свою столицу. Хотя я живу здесь недолго, но являюсь свидетелем, очевидцем всех происходящих перемен. Радует глаз и чистота города. А театр «Астана-Опера», раскрывший недавно свои двери, здание особенное. Таких театров с неповторимым оформлением, внутренним убранством и великолепной акустикой в мире не так уж много. Говоря иначе, сегодня Астану можно отнести к числу крупных центров культуры.

Вы, уверен, побывали во многих столицах, как считаете, в чем особенность Астаны?

Особенность Астаны в том, что она выгодно использовала наиболее удачные архитектурные формы городов разных стран. При ее возведении использован наиболее передовой опыт градостроительства, комплексы ансамблей Европы и Азии. Наряду с этим город украшают здания, построенные в чисто национальном стиле.

Что бы Вы могли сказать о народе Казахстана, жителяхАстаны?

Вы не поверите, с первых дней пребывания в Казахстане я заметил, что наши народы во многом схожи. Конечно, внешне, по традициям и обычаям, национальному колориту мы разные, но схожесть все-таки есть. По чувству патриотизма, трудолюбию мы практически одинаковы. Казахское гостеприимство, доброжелательное отношение к людям свойственны и белорусам.

Уроки казахского языка

Он төртінші сабақ

Сабақтыңтақырыбы: Жаны ашу, жубату (Сочувствие и утешение).

Грамматикалық тақырыбы: Болымды жэне бо-лымсыз етістіктер (Положительная и отрицательная форма глагола).

Сабақтың мақсаты: Жаны ашу және жұбатуға бай-ланысты сейлеу үлгілерімен таныстыра отырып, етістіктердің болымды және болымсыз түрлерініңжа-салужолдарынан мағлұматберу.

Сабақтың барысы: Болымды жэне болымсыз етістіктердіңжасалужолдарынатоқталу.

Етістік сөйлемде не болымды, не болымсыз түрінде қолданылады. Түбір етістіктер болымды етістікболып саналады: кел, ал, кет, сейле, тыңда, сына, апар, әкетт.б.

Түбір етістіктер тілде болымды түрде болғандықтан, олардан болымсыз етістіктер екі турлі тәсілмен жаса-лады: 1)-ма/ме,-ба/бе,-па/пежұрнақтарының етістіккежалғануы арқылы болымсыз етістіктер жаса-лады: ал + ма, кер + ме, қаз + ба, кет+пе.

Етістіктің болымсыз түрі ( аналитикалық тәсілмен ) емес, жоқ көмекшілерінің етістікке тіркесуі арқылы жасалады: а) есімшеге емес көмекші етістігі тіркелу арқылы болымсыз етістік жасалады: көрген емес, ке-летін емес, келер емес, келмек емес, б) -ған/ган, -қан/кен формалы есімшеге жоқ көсемшесі тіркелу арқылы болымсыз етістік жасалады: келген жоқ, ай-тқанжоқт.б.

По отношению к результату действия глагол имеет положительную (болымды) и отрицательную (болымсыз) формы.

Положительная форма глагола показывает, что действие совершено, совершается или будет совершаться:

Мысалы: жаздым — написал, жазып отырмын — пишу, жазамын — напишу.

Отрицательная форма глагола, наборот, показывает, что действие не совершено или не будет совершаться.

Мысалы: жазған жоқпын — не писал, жазып отырған жоқпын — не пишу, жазбаймын — не буду писать.

Этот вид глагола образуется двумя способами:

1.  Прибавлением к основе глагола отрицательных суффиксов — ма, ме, ба, бе, па, пе.

Мысалы: қара + ма (не смотри), сейле + ме (не разговаривай), аш + па (не открывай).

2. Добавлением к основе глагола причастий -ған, -ген, -қан, —кен и одного из отрицательных слов жоқ или емес.

Мысалы: қараған жоқпын, сейлеген емеспін, аш-қанжоқпын.

Личные окочания прибавляются к модальным словам жоқ, емес.

Сұхбатты есімізге сақтаймыз. Запоминаем диалог

Жаны ашу, жубату.    Сочувствие и утешение.

Меніңсізгежанымашиды.    Я вам сочувствую.

Сіздіаяймын.    Жалею вас.

Өкінемін.қаттыекінемін.    Сожалею, оченьсожалею.

Бейшара,сорлы,байғұс.   Бедняга.

Бұлөтеқайғылы.    Это очень печально.

Қайғыңызғаортақпын.   Разделяю ваше горе.

Қайғыңыздытүсінемін.   Я понимаю ваше горе.

Сабыретіңіз.    Успокойтесь.

Ренжімеңіз.     Не расстраивайтесь.

Қапаланбаңыз.    Не горюйте.

Ешнәрсеетпейді.    Ничего не случится.

Ондай — ондай бол ад ы.   Всякое бывает.

Жолымболмады.    Не повезло.

Келесідежолы болар.   В следующий раз повезет.

Бәрідежақсыболады.   Всебудетхорошо.

Бұдан да сорақы болар еді.   Могло быть хуже.

Ақырзаман емес қой.   Это еще не конец света!

Бұл ту рапы алаңдамаңыз.    Не беспокойтесь об этом.

Қандай бақытсыздық!   Какое несчастье!

Өкінішкеорай.    Ксожалению.

Әрине,екінішті.    Конечно, жаль!

Әкінішті-ақ!    Оченьжаль!

Қандай өкінішті!     Какжаль!

Мен оған қатты екінемін.   Я очень сожалею.

Областной учебнометодический центр

управления по развитию языков.

Подборку подготовил Султан ДАУТОВ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также