Честь и гордость нации

Этот материал был написан двадцать два года назад ныне покойным Естаем Мырзахметовым, известным писателем, активным общественным деятелем. Естай ага был одним из инициаторов организации и проведения 280-летия Абылай-хана — события неординарного, всколыхнувшего духовную жизнь молодого независимого государства, оставившего глубокий след в сознании не только кокшетауцев, но и всего казахского народа. Отдавая дань памяти уважаемому земляку, мастеру пера, считаем уместным опубликовать его статью, написанную в те незабываемые дни.

Вся жизнь Абылай-хана до самых последних дней, можно сказать, прошла в беспрерывных боевых походах, «на коне», как выражаются казахи. Он жил в пору, когда над казахским народом нависла смертельная угроза, исходившая от восточных соседей, судьба страны решалась только силой оружия.

…Уже в который раз встретились на поле брани казахские и калмыкские войска, чтобы биться не на жизнь, а на смерть. Обе армии застыли друг против друга в боевом порядке в ожидании начала сражения, но по древнему обычаю кровавой сече предшествовал поединок самых сильных батыров. Со стороны калмыков на середину майдана ворвался всадник на огромном черном коне. Шлем и кольчуга батыра блестели на солнце, словно серебряные.

Казахская сторона сразу узнала в верзиле знаменитого Шарыш батыра. Он был широко известен своей силой, боевым искусством. Среди казахских батыров произошло замешательство. К кому бы ни обратился Бугенбай батыр, никому не хотелось идти на верную смерть. Волна недовольства, граничащая с паникой, прошла по рядам казахских воинов… Когда опасность нарастала с каждой секундой, гласят народные предания, навстречу Шарышу с кличем «Абылай!» бросился рядовой воин по имени Сабалак, почти юноша. Получив благословение хана Абильмамбета, он смело вступил в поединок.

Воздух резанул неизвестный до этого клич «Абылай!», и два батыра на всем скаку понеслись навстречу друг другу. В мгновение ока они схлестнулись, началось жуткое зрелище. Вот отброшены в сторону пики, пошли вход сабли. Вдруг Шарыш издал нечеловеческий вопль и начал медленно клониться к гриве коня. Сделав быстрый разворот на своем коне, Сабалак нанес молниеносный удар саблей. Огромная окровавленная голова Шарыша покатилась по изрытой копытами коней земле.

«Победа! Абылай!», -ликующий голос молодого батыра сотрясал воздух. Для калмыков гибель Шарыша была, как гром среди ясного неба, а воодушевленные казахи с удвоенной мощью начали крушить врага. Так бой закончился блестящей победой казахской армии. После этого сражения Сабалак становится Абылаем.

Я не хочу останавливаться на других битвах, где Абылай выступает уже в качестве полководца. Об этом сейчас написано и пишется немало. Думаю, лучше полистать малоизвестные страницы жизни этой удивительной личности.

В 1741 году Абылай по случайному стечению обстоятельств попадает в плен к калмыкам вместе с верным батыром Утегеном. В то время джунгарский хан Галдан Цэрэн жил в Ташкенте. Когда связанных пленных привели к нему, Утеген батыр воскликнул, обратившись к своему правителю:

—  Гордость казахов — хан Абылай, не опускайся на землю перед врагом, не будь ниже их, будь по-прежнему на возвышении, садись на меня! — и лег почти рядом с хунтайджи на четвереньки.

Абылай с присущим ему достоинством, не спеша прошел на виду у всех, и спокойно сел на спину своего батыра.

Галдан Цэрэн грозно спросил у Абылая:

—  Ты убил моего Шарыша. Теперь я убью тебя. Скажи перед своей смертью: какие естьу тебя желания? (Шарыш был зятем хунтайджи).

— У меня есть три заветные мечты, — сказал Абылай. -Твоего Шарыша я убил в честном поединке. Хоть он убит моими руками, но это сделал мой народ. А ты взял меня в плен спящего и теперь хочешь убить. Я бы хотел умереть в честном бою. Второе: казахи народ раздробленный. Если я умру, то объединить их уже будет некому. Нет для меня выше желания, чем сплотить и укрепить их, сделать оседлыми, равными с другими народами. Третье: вот уже в четвертом поколении я являюсь единственным продолжателем рода. Если я умру, то вместе со мной прервется этот славный род. Я бы н ехотел этого.

Галдан Цэрэн и ранее был наслышан об Абылае. теперь же, услышав его ответы, понял, что это действительно великий человек, рожденный для своего народа, наделенный всевышним самыми лучшими человеческими качествами. Потому он решает оставить его в живых, сделать своим приближенным и через него влиять на Степь.

Рассказывают, что Абылай особо ценил мудрых, рассудительных людей. В одном из походов на калмыков он узнал, что есть старуха, покорившая всех своим умом, снискавшая уважение соплеменников дельными, прозорливыми советами. Он решил увидеть ее и испытать.

— Ставлю тебе такое условие, — сказал Абылай, когда ее привели, — выскажи три проклятия. Если одно из них окажется действительно самым страшным, то не трону твой народ, верну весь скот, если же все они будут известной болтовней, то не жди пощады.

— Чтобы не вытаптывались твои луга, — говорит старуха.

— Это не то. Ты намекаешь на то, чтобы я остался без скота, нищим. Но каким бы ни был, если будет богатым и сытым мой народ, то, что мне еще нужно?!

— Чтобы не разбрасывался пепел твоего очага.

— И это не то. Ты желаешь, чтобы у меня не было детей, чтобы я остался без потомства. Пусть у меня не будет своих детей, но если мой народ будет целым, невредимым, будет растить своих детей и развиваться, разве могу я считать себя бездетным.

—   Будь невеждой сам, и не слушайся того, кто что-то знает!

— Вот это самое страшное проклятие. Действительно, нет ничего хуже невежества! — и Абылай сдержал данное старухе слово.

О его полководческом таланте сложено немало легенд, рассказов. Одна из них гласит следующее. Джунгары, сколько бы отпоров ни получали, не переставали зариться на казахские земли. В очередной раз, собрав многотысячное войско и решив, что это будет окончательный, решающий удар, они двинулись на Казахию. Абылай успел собрать небольшую дружину, ждать было некогда, враг уже у порога. И он повел своих джигитов навстречу калмыкам. Разведчики донесли, что их несметное число и расположились они в равнинной местности, обильной травами, водой.

Хотя некоторые запаниковали, Абылай воспринял ситуацию спокойно. Если отступить, то враг будет преследовать до конца, так можно погубить и войско, и тыл со всеми аулами. Поэтому не отступать, а, наоборот, наступать надо, решает он. Равнина, где расположился враг, была окружена редкими холмами. Абылай выбрал самый приметный из них и двинулся туда. Перевалив через склон, хан со своей тысячей продолжал двигаться, а остальные силы, уже не видные со стороны калмыков, быстро развернулись и, обойдя возвышенность, вновьпоследовали затысячей.

Абылаевские воины остановились у соседнего холма, не спеша послезали с коней и начали располагаться станом. Сам хан в окружении своих батыров, стоя под боевым знаменем, наблюдал за вражеской стороной. Его основные силы в это время повторяли свой маневр, эффект превзошел все ожидания — получилось так, что из-за холма переваливала огромная армия.

Все это, естественно, наблюдал и враг. При виде такого количества войска, как спокойно и уверенно разбивал под боком свой стан Абылай, калмыков охватил ужас. Конечно, казахи уверены в своей мощи, в будущей победе, иначе это не оценишь, так не лучше ли подобру-поздорову отступить самим — решил враг. Он так и сделал.

…Долгое время мы не могли произносить имя Абылая. Поэтомумногим поколениям познать сполна эту многогранную личность не было возможности. Так вот, одна из граней натуры Абылая — его музыкальная одаренность, большая любовь к искусству, клю-дям искусства. Не всякому правителю дана способность понять мир прекрасного, тем более — самому играть на музыкальном инструменте и создавать свои произведения. Он собирал вокруг себя акынов и жырау, кюйши-домбристов, приказывал в поход всегда брать домбру и кобыз. По его прямому указанию создавались героические поэмы о народных предводителях, батырах Джанибеке, Кабанбае, Бугенбае, Наурызбае, Ельшибеке, Баяне, Кылымбеке и др. Во время походов люди искусства вдохновляли воинов на ратные подвиги, поддерживали силой слова.

После каждой победы Абылай устраивал большой той. Для этого специально было выбрано место, которое располагалось восточнее нынешнего поселка Бурабай, чуть пониже озера Айнакуль (иногда его называют Большой Шалкар). Всем участникам битвы, несмотря на ранги и положения, поровну делилась военная добыча. Затем начинался праздник. Всему этому предшествовало исполнение кюев Абылая «Родина моя» и «Бренный мир».

Тут уместно отметить, что Абылай и своих детей, потомков с колыбели воспитывал в духе любви к музыке, искусству. Так, превосходным домбристом был Касым-хан. Вали и Адиль тоже слыли большими знатоками, любителями народного творчества. А сын Вали Хангужа прекрасно играл на домбре, кобызе, сыбызгы (флейта). Видимо, не случайно старший султан Чингиз поговаривал: «Искусство принадлежит Хангуже, авторитет — мне». Великий Чокан тоже высоко ценил талант Хангужи, писал, что среди исполняющих им кюев есть «Балбырауын» и «Кызыл кайин» (кюи Курмангазы).

Замечена закономерность, что если природа наделяет какого-то человека талантом, то одаряет его сполна, щедро. Разве неудивительно то, что Абылай владел семью языками, говоря нынешним языком, был настоящим полиглотом. По традиции тогдашних восточных принцев он сначала овладел арабским, персидским, чагатайским (старотюркский язык). Поскольку он родился в Ургенче, каракалпакский усвоил в совершенстве. Позднее, когда стал султаном, даже при жизни Абильмамбета был прозван ханом, он придерживался принципа: «Если хочешь разговаривать с врагом на равных, быть в курсе его тайн, знай его язык!». Поэтому сам изучает калмыкский язык, хорошо овладевает русским. Позже, обращаясь с башкирами, овладел и их языком. Трудно давался ему лишь китайский язык, так и не смог он полностью освоить его, но понимал хорошо.

В последнее время среди некоторых знакомых я нет-нет да слышу такое мнение: «Для казахов Абылай играл такую же роль, как Петр I в русской истории». Я в корне не согласен с таким сравнением, не приемлю такую параллель. Каким бы великим ни был Петр I, если бы он не появился на свет, все равно русский народ продолжал бы существовать, возможно только на более низком уровне остались его культура, экономика и т.д. Но как этнос он бы сохранился непременно. А что бы было, если бы не родился Абылай? Вряд ли казахи, как народ, могли дожить до нынешних дней. Во-первых, большую часть уничтожили бы джунгары, а остальную же часть вырезали бы китайцы, как они поступили с теми же джунгарами.

Около двух с половиной веков назад жил и действовал выдающийся народный предводитель Абылай-хан. Для своего народа он родился своевременно и в деле объединения, сплочения этого народа, его сохранения на исторической арене сыграл великую роль.

Естай МЫРЗАХМЕТОВ.

Перевод с казахского Госмана ТОЛЕГУЛУЛЫ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также