«Только с вершин Кокше можно говорить с Богами>

70-4-3К 120-летию Мағжана Жумабаева

«Только с вершин Кокше можно говорить с Богами» — эти строки казахского поэта, величайшего лирика и мужественного гражданина Магжана Жумабаева всегда оживают в памяти при виде скалистых пиков Синегорья, чудным образом украшающих наш благословенный край.

Еще в 1927 году Мухтар Ауэзов, характеризуя поэтическое творчество Магжана Жумабаева писал: «Из казахских поэтов люблю Абая, мое существо и бытование пропитаны его творчеством… После Абая люблю Магжана. Люблю его европейское естество и блеск поэтической мысли. Рожденный в аульной среде, он своим внеземным обаянием и своим умом достиг высот европейской культуры, храма мировой поэзии. Магжан — великий поэт мировой культуры. Его поэтическая индивидуальность настолько велика и уникальна, что перерастает рамки своей эпохи. Из числа казахских поэтов и писателей только поэтическое слово Магжана устремлено в будущее и достойно останется в памяти грядущих поколений. Я не уверен и очень сомневаюсь в том, что каждый из нас, кроме него, останется в литературе».

Стихи гения Абая и юного 19-летнего Магжана были изданы в канун первой мировой войны — в этом чудится Божий промысел и преемственность поэтического духа. Именно в тот исторический период сформировалась плеяда казахской интеллигенции, сотворившей Ренессанс национальной духовности.

Магжан отличался высокой образованностью — владел в совершенстве казахским, арабским, персидским, турецким, русским языками. Его первый томик под названием «Шолпан» вышел в Казани в 1912 году. После такого события его стихи, поэмы — на устах литературных кругов Семея, Омска, Кызылжара.

В революционные годы Магжан открывает в Петропавловске и Омске курсы казахских учителей, став их первым директором. Но его талант востребован в Ташкенте, куда его приглашает Турар Рыскунов, и в Москве, куда поэт приглашен самим наркомом просвещения Луначарским.

Валерий Брюсов писал: «Высокая поэтическая одаренность. Это — от природы плюс глубокие знания математики, музыки, изоискусства». Магжан приехал не «покорять белокаменную», а с исторической миссией нести через высокопрофессиональные художественные переводы «доброе, вечное» в культурную жизнь своего казахского народа.

В 1922 году в Оренбурге, тогдашней столице Казахской автономии, Магжан издает фундаментальный научный труд «Педагогика».

В Акмолинской областной библиотеке, носящей имя поэта, на днях презентовали брошюру «Уроки Магжана», автором которой стал кандидат педнаук, доцент КУАМа Сабыр Сенкибаев. Очевиден современный интерес к педагогическому наследию поэта, востребованы его мысли о народной педагогике казахов, к опыту которой исследователь обращался. Магжан призывал учить детей сердцем, зажечь в них веру в разумное, доброе, вечное, ценить правду, уметь отличать истину от лжи, а особое внимание уделял традиционному воспитанию в духе национальных ценностей.

На родине поэта, в Северо-Казахстанской области, ежегодно проводятся Жумабаевские чтения.

Сегодня в вузах Кокшетау ученые филологи проводят спецкурсы по его поэзии, по творчеству поэта продолжают защищать курсовые и дипломные работы студенты, в научных проектах и монографиях преподаватели исследуют отдельные аспекты многогранного дара мыслителя, публициста, историка, переводчика Магжана.

К его поэзии мы обращаемся постоянно. Черпая в произведениях поэта чистейшую любовь к человеку, родине, искренне вновь и вновь изумляемся большому таланту, в силу своей поэтической природы дарования опередившему свою эпоху и продолжающему радовать нас.

Пусть же будет светла память о Магжане Жумабаеве, поэте, гражданине, личности, душа которого, к счастью, жива в народе.

Алия АХЕТОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также