Оценку услугам ЖКХ ставит население

Социологическое исследование
Роль жилищно-коммунального хозяйства в нашей повседневной жизни невозможно переоценить. Этот сектор экономики является социально значимым и затрагивает каждого.
Сегодня собственники квартир занимаются самостоятельно управлением своего жилого имущества. Но далеко не все КСК, как объединения владельцев квартир, справляются со своим предназначением по формированию эффективного и ответственного собственника.
Результаты мониторингов общественно-политической ситуации в Акмолинской области за 2012-2013 годы показали, что лидирующее место среди главных проблем последнего времени, беспокоящих опрошенное население области, занимают вопросы о состоянии сферы жилищно-коммунального хозяйства.

В Послании народу Казахстана 2011 года «Построим будущее вместе» Глава государства определил критерии развития жилищно-коммунальной сферы, как одно из основных направлений работы государственных органов на ближайший период, поручив Правительству разработать механизмы стимулирования накопления и софинансирования ремонта и восстановления объектов ЖКХ.

Сегодня в Казахстане помимо вопроса ремонта объектов ЖКХ немаловажное значение имеет вопрос энергосбережения и повышения энергоэффективности всех отраслей хозяйства.

В этой связи 13 января 2012 года Глава государства подписал Закон «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», а также сопутствующие ему поправки. Так, согласно Закону, в сфере ЖКХ для стимулирования установки приборов учета теплоэнергии с 1 июля 2012 года введена дифференцированная плата за потребленную теплоэнергию — в зависимости от наличия или отсутствия прибора учета.

Как показало исследование, в мнениях населения произошли положительные сдвиги в части отношения опрошенных жителей области кходу реализации программы модернизации ЖКХ. Каждый пятый отметил, что в его городе есть дома, отремонтированные по данной программе. В целом этот показатель сложился из положительных ответов г.г. Степногорска(90%), Кокшетау (35,8%) и Жаркаинского района (47%).

По данным исследования число респондентов, оценивающих качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, как отличное, удовлетворительное и неудовлетворительное, в сравнении с результатами опроса 2012 года практически осталось на прежнем уровне. При этом увеличилось в три раза число респондентов, оценивающих качество, как «хорошее» — с 7,7% до 20,6%.

Неудовлетворенность качеством услуг ЖКХ чаще всего отмечали жители г. Атба-сара (38%), Жаксынского (60%), Целиноградского (92%) районов.

В ходе опроса, проведенного в 2012 году, максимальное число недовольных было также отмечено в г. Атбасаре (58%).

Респондентам было предложено ответить на вопрос: «Что препятствует превращению нашего города, райцентра в эталон чистоты, красоты и порядка?». Большинство (59%) респондентов считают, что чистота населенного пункта зависит от самосознания, воспитания и уровня культуры горожан. В среднем почти каждый третий (32%) респондент области отметил, что отсутствие слаженной работы между структурами ЖКХ препятствует наведению порядка в населенных пунктах.

Изучая личное отношение респондентов к проблемам в жилищно-коммунальной сфере в месте проживания, в анкету был включен открытый вопрос: «Как Вы считаете, какая проблема вашего города/района является наиболее острой? Имеется в виду, какой проблемой государственные органы должны заниматься сейчас в первую очередь?».

Необходимо отметить, что, по мнению большинства опрошенных респондентов всех регионов, первоочередной задачей сферы ЖКХ является решение вопроса ремонта и строительства дорог и водообеспечения.

Респонденты областного центра в перечень проблем включили также следующие варианты:

— организовать благоустройство дворов, подъездных путей;

— обеспечить население города центральным газоснабжением;

—  обеспечить население города горячей водой;

-улучшить освещение улиц и дворов;

— обустроить детские площадки; -провести озеленение улиц и дворов;

— улучшить работу общественного транспорта;

— запретить стоянку машин во дворах;

—  организовать разъяснительную работу среди жителей города;

—  привлекать к административной ответственности представителей госструктур за недобросовестное отношение к своим обязанностям.

Опрошенные в г. Щучинске обозначили проблемы экологии, теплоснабжения, строительства. Население г. Есиля отметило канализацию, отопление, освещение улиц, благоустройство города, качество и подачу воды, цены на продукты питания, ремонт крыш, Державинск — благоустройство, водоснабжение, организацию летнего полива, центральное отопление, вывоз мусора.

В ходе проведенного исследования респондентам был задан вопрос о личном участии в благоустройстве своих населенных пунктов. Как показали результаты опроса, анкетируемые не только сетуют на проблему благоустройства и уборки своих населенных пунктов, но и сами принимают активное участие в субботниках.

Так, 63,6% опрошенных отметили в анкетах, что постоянно принимают в нихучастие, 29,4% — иногда. Придерживаются принципиальных позиций в данном вопросе 1,7% респондентов, отметивших отрицательный вариант ответа. Максимальное число респондентов, не принимающих личное учас-

тие в благоустройстве своих населенных пунктов, зафиксировано в г.г. Атбасаре (2%), Кокшетау (5%), Целиноградском районе (8%).

Результаты анкетирования показали, что в региональном разрезе наиболее сознательное население в данном вопросе в г. Степногорске, Жаксынском и Ерейментауском районах.

Сегодня во всем цивилизованном мире остро стоит вопрос об уменьшении количества потребляемой энергии и повышении эффективности энергосбережения.

Эксперты подсчитали, что 68-70% теплопотерь зданий происходит через двери и окна. В большинстве квартир не установлены современные системы для регулирования тепла, а в домах-тепловые счетчики.

Исследуя отношение населения региона к вопросу энергосбережения, респондентам был задан вопрос: «Знакомы ли Вы с Законом РК от 13 января 2012 года «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности»? Примечательно, что 70% респондентов знаютотаком Законе.

Энергосбережение в доме, энергосбережение в быту в конечном итоге зависят не только от поставщика, но и от потребителя. До тех пор, пока граждане не начнут действовать сами и требовать установления в домах и квартирах регуляторов подачи тепла, теплосчетчиков, ремонта окон в подъездах, введения оплаты реальных показателей потребления тепла, в счета комуслуг будут включаться и чьи-то потери.

Результаты проведенного опроса показали, что в целом респонденты положительно оценивают предпринимаемые госорганами меры поэнерго-, ресурсосбережению. Максимальное число придерживающихся такого мнения в г.г. Кокшетау (26,7%), Державинске (54%), Степногорске (68,8%). Скептически настроены в данном вопросе 40% респондентов г. Ерейментау и 54% опрошенных жителей Целиноградского района.

Исследуя вопрос в региональном разрезе, можно сделать вывод, что счетчики учета потребления газа установлены в части квартир жителей г. Щучинска (12%) и г. Кокшетау (10%). Наличие счетчиков тепла отметили только 8,5% респондентов областного центра.

Примечательно, что счетчики воды установлены у 83% опрошенных г. Степногорска, 67% — г. Державинска, 62% — г. Есиля, 50% — г. Ерейментау и 34% — г. Щучинска.

Продолжая исследование вопроса энергосбережения, респондентам был задан вопрос: «Предпринимаете ли Вы какиелибо меры по энергосбережению?», на который 38,5% опрошенных акмолинцев ответили утвердительно. 20,7% отметили, что меры такого плана предпринимаются ими нерегулярно. Данный факт указывает, что в целом население области позитивно настроено на решение вопроса энергосбережения.

Оксана САЛАХОВА,
начальник отдела облуправления внутренней политики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также