Контрасты Новоникольского

65-6-4По обращению в редакцию

«…Когда же наше село поднимется, и кто о его судьбе реально позаботится? — так написал нам о своем селе Новоникольское Сандыктауского района молодой человек, студент. Приезжая после учебы к себе в родную деревню, в очередной раз увидел ее несовершенство и несоответствие обещанным публично проектам. А потому понятны его слова: «Как жаль, что брошенные дома превратились в руины, зарплаты мизерные, где он — расцвет села?».

…Дорога, по которой мы добирались до села, конечно, оставляла желать лучшего, но ухабы и ямы на ней были, по-видимому, совсем недавно засыпаны, чисто косметически, а значит — ненадолго. Это подтвердил и исполняющий директор ТОО ПКФ «Новоникольское» Валерий Юрин, в такой косметике они селу иногда помогают, на большее нужны немалые средства, а у разворачивающегося только третий год на этих землях хозяйства, пока их нет. Но, как он утверждает, здесь все делается, чтобы они были. Первыми в районе отсеялись, уложились в сроки, нынче кроме пшеницы и ячменя в структуре пашни — овес. Механизаторы опытные, постарались отличиться, Петр Беланов и Ерсаин Кожахметов так по две тысячи гектаров засеяли, заработали соответственно неплохо — тысяч за двести тенге.

Средняя же зарплата за прошлый год по хозяйству была 47 тысяч, нынче, думают, поднимется. В ТОО на разных участках работы заняты 168 человек. Как утверждает руководитель, работают все, кто хочет, задержек нет ни по зарплате, ни по налогам, стараются не обижать пайщиков, пенсионеров, нуждающихся, помогают школе, подписали с местной властью меморандум о благоустройстве села, выделяют краску, посыпают щебнем дороги, ведут кронирование деревьев, установили опоры под освещение центральной улицы села. Дорога к селу — областного значения, но и ее приходится им тоже расчищать и посыпать ямы, особенно много проблем вызывает, так называемый, «земляной мост», ухабам на котором нет числа.

Список добрых дел новых хозяев продолжила сельский аким Кульшаим Садуова:

— Благодаря ТОО во всех трех школах и двух мини-центрах для детей организовано бесплатное питание, как и для своих механизаторов. Хлеб выпекают формовой, по 900 граммов и за 35 тенге, одиноким пенсионерам его выдают бесплатно, подвозят хлеб и другим селам. А еще помогают на праздники, выделяют средства на День пожилых. По всем вопросам я иду сюда, и не было такого, чтобы отмахнулись… Был бы у сельских акимов свой бюджет, мы бы многое сами могли, на местах-то видим, что надо сделать в первую очередь, но денег, увы, у нас нет…

65-6-1Идем в местный клуб, специалист по делам молодежи Галина Деревянкина старается рассказать о различных проводимых мероприятиях, показывает иллюстрирующие их альбомы. Чествовали ветеранов-афганцев, проводили массовые гуляния на Наурыз, День единства и День семьи, организовывали КВН, конкурсы «Судьба страны — моя судьба», «В здоровом теле — здоровый дух», сейчас ведутся Абаевские чтения. Правда, о самом ДК похвалиться было нечем — крыша течет лет 10, и мы сами увидели всю в подтеках, потрескавшуюся стену, обрезанные трубы, шаткие, с огромными щелями полы. Отопление здесь сохранено только на первом этаже, получается, что в своих кабинетах специалисты могут находиться только летом. Так называемый, «тренажерный зал» — вообще фикция, его оборудование старое и разрушенное, для чего оно хранится — непонятно. Скорее, для красивых отчетов. То, что молодежи нечего делать в этом обшарпанном сарае, — это точно.

Через дорогу — пекарня, и сельские женщины пекут здесь действительно превосходный хлеб, но вот об условиях, в которых они работают, так не скажешь — здесь тесно и душно, жарко, оборудование — старое, оставшееся от прежнего советского наследия, которое лишь эксплуатируют, ничего не вкладывая.

65-6-2-Да, — соглашается Валерий Юрин, — ремонт тут явно нужен, и полы надо поменять, и мойки установить, вытяжки, да и интерьер столовой не мешало бы облагородить, все безнадежно устарело и больше напоминает казарму.

Интересуюсь зарплатой пекарей, работающих в таких, что называется, «горячих условиях». Людмила Ромашова констатирует: «Была 19 тысяч, подняли недавно до 25… Работаем со скольки? С шести утра, а как иначе, хлеб нужен горячий».

В МТМ старенькие тракторы механизаторы разобрали чуть ли не полностью, без конца копаясь в них, но запчастей не хватает. ЗавМТМ Василий Бурцев поясняет: «Готовим технику на уборку и ремонтируем тракторы после посевной. Работают семь слесарей, правда, только летом, зимой же они в отпусках. Все хотят иметь стабильную работу и заработок. Начисляем летом в среднем по 30-40 тысяч тенге. Здание мастерской старое, чтобы наладить дело, надо его и утеплить, и застеклить, создать людям условия. Обещают новые хозяева все это сделать.

Слесари Виктор Романов и Александр Криворотое посетовали на то, что за их работу можно было бы и больше платить, на руки по 22 тысячи тенге порой получается, а что это для главы семьи — мужики-то выкладываются, хоть здесь, хоть на току, где тяжелый физический труд. Хоть на экскаваторе — работать на который недавно парня поставили, а платят мало, говорят, мы тебя обучили, вот и довольствуйся тем, что есть… Молодежь потом и уезжает.

Село Кумдыколь, что близ Новоникольского, названо так в честь озерца, у которого расположено. Оно испокон веков кормило его жителей, сейчас в ведении новых хозяев, создавших рыболовецкую бригаду. Она за год вылавливает, как пояснил Юрин, до 6 тонн карпа, окуня, чебака. Озерцо, как и положено, зарыбляется, причем, не только карпом, но и такой редкой здесь рыбой, как белый амур.

65-6-3В селе сейчас начался ремонт водопровода, ведет его ТОО «Байсын-А». Мастера Ерман Шойбеков и Нурлан Сагынаев заверяют, что до осени работу закончат: по селу все ветки проведут, установят и разводку к колонкам. До этого здесь, как и в самом Новоникольском, бесконечные порывы доставили много хлопот и негодований. Теперь положение должно измениться.

Старожил села Кайрат Асаинов, узнав, что мы из газеты, выложил сразу: «Работы в селе у нас практически нет, вот и я не у дел оказался, одно спасение — домашнее хозяйство. Но ведь хочется еще чем-то жить. От того и молодежь не держится, здесь ей даже негде собраться. Автобус к нашим селам не ходит, студенты с трудом добираются домой по выходным, а их у нас немало — из пяти сел человек 40 набирается. Малогабаритная «газель» частника, что обслуживает эту трассу, всех не вмещает. И детей в сельской школе все меньше, впору об интернате на центральной усадьбе подумать, где-то детей ведь надо учить».

Подошел к нам и механизатор Владимир Кручинин, один из передовых здесь. На заработки на севе не жалуется, а вот на безработную зиму посетовал: «Раньше здесь и снегозадержание проводилось, как положено по технологии, было развито животноводство, люди все оказывались при деле — в отпуск бывало не выберешься, а сейчас, — сказал он и как-то безнадежно, в сердцах махнул рукой.

К слову сказать, животноводство в хозяйстве потихоньку начинают восстанавливать и подумывают о расширении этой работы, так что, может быть, еще и пригодятся эти старые заброшенные базы, а заодно и пригодится опыт тех, кто не забыл, как ухаживал за огромным стадом.

За селом, расположенным в красивом месте и на берегу водоема, некогда был разбит и хороший сад, что исправно на протяжении многих лет баловал сельчан ягодными да фруктовыми витаминами. Зачах. Заниматься им, считают новые хозяева, нерентабельно. Да уж, сразу прибыль от него не получишь, но со временем по уму можно было бы и здесь цех по переработке фруктов и ягод организовать, кормить сельчан этими деликатесами, а заодно и работу им предоставить.

65-6-5Директор Новоникольской средней школы, в которой мы тоже побывали, Ирина Головченко в этот день была вне себя от восторга — ее выпускники, все четверо, сдали успешно ЕНТ, благодаря чему школа заняла первое место по району. С восторгом она говорила и о новых хозяевах местных земель. Много помогают школе, к примеру, если раньше мини-центру них держался только на энтузиазме родителей и учителей, сейчас еще и ТОО. Снежный городок для детей настоящий сделали, на праздники тройки лошадей детей катали. С ежегодным косметическим ремонтом, покраской и побелкой школу хорошо поддерживают, детвору кормят…

Продолжая заданный тон, ободренный словами поддержки, руководитель хозяйства стал рассказывать о грандиозных планах на будущее. Замахнулись здесь даже на строительство птицефабрики на 250 тысяч кур-несушек и 75 млн. штук яиц в год. Уже подготовили ПСД, прошли госэкспертизу и начали переговоры о приобретении необходимого оборудования, отвечающего всем санитарным нормам. Но пока проект тормозится — вот где нужна помощь местной власти.

Подытожила сказанное сельский аким, заметив, что, мол, и Москва не сразу строилась, новые хозяева за три года просто не успели многие обещанные проблемы решить.

Все это так, все правильно сказано. Но главное ведь в том, чтобы не на словах, а на деле добрые дела происходили, и как можно большее количество людей в них участвовало. Тогда уж точно они не будут единичными и эпизодичными, а не заметить их станет просто невозможно, даже с высоты максимализма молодых, которые сегодня — уж так их учили! — хотят все и сразу…

Александра МЯКОТА.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Сандыктауский район.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также