Мы не так богаты, чтобы ездить по бесплатной дороге

64-2-1Из первых уст

Родственники из Восточного-Казахстанской области исходят белой завистью, приезжая к нам по первому в стране автобану «Астана-Щучинск». «Эх, нам бы такие дороги!» — восхищаются они. Я их прекрасно понимаю. Нечто подобное испытал каждый из нас, кто хоть однажды побывал за границей.

Введенная в эксплуатацию совсем недавно, в 2009 году, эта автодорога стала своеобразным брендом Акмолинской области. В свое время отдельные злоязычные наши коллеги называли ее «дорогой смерти», имея ввиду случавшиеся на узкой разбитой трассе частые ДТП. Сейчас другое дело — по современному оборудованному шестиполосному автобану до столицы добираешься с максимальным комфортом всего за 2,5-3 часа.

И вот сейчас открывается новая страница в истории единственной в Казахстане автодороги международного уровня качества. Постановлением Правительства Республики Казахстан автобан «Астана-Щучинск» становится платным. На днях в недавно открытом при управлении внутренней политики области «Ақмола Медиа орталығы» состоялась пресс-конференция по разъяснению этого вопроса.

Поскольку оператором данного проекта определен департамент комитета автомобильных дорог по Акмолинской области, с журналистами региональных СМИ встретились заместитель директора Асхат Окасов и начальник отдела эксплуатации и безопасности движения этого ведомства Игорь Стефан.

Казахстан приступает к внедрению международного опыта использования платных автобанов, рассказали они. Стоимость проезда для легкового автотранспорта по маршруту из Астаны в Боровое составит 200 тенге, т.е. около 1 тенге за один км.

Плата за проезд по 1 км для автобусов варьируется от 5 до 10 тенге в зависимости от количества посадочных мест, для грузовиков — от 5 до 20 тенге, исходя из грузоподъемности. Вместе с тем, для мотоциклов эта дорога останется бесплатной. От уплаты за проезд также освобождаются спасательные службы, скорая помощь, пожарные, полицейские машины и техника, работающая на дороге.

Для автомобилей, зарегистрированных в населенных пунктах, прилегающих к дороге, предусмотрена 50% скидка. Также они будут бесплатно передвигаться внутри своего района.

64-2-2Сегодня платные дороги существуют более, чем в 30 странах мира, в частности, в таких, как Россия, Белоруссия, Германия, Турция, Малайзия и т.д. Учитывая затратность высокоскоростных магистралей, введение платности позволяет снизить нагрузку на республиканский бюджет, а освободившиеся средства направить на ремонт других дорог.

Заметим, что в Казахстане установлена самая низкая стоимость за проезд. Связано это с тем, что при расчете тарифа учитывались только затраты на ежегодное содержание и ремонт магистрали, а не средства, потраченные на ее строительство.

Автомагистраль разделена на пять зон, протяженность которых определена территориальными границами прилегающих районов, где установлены специальные арки, фиксирующие передвижение транспорта. Сумма платы за проезд складывается из тарифов за проезд по каждой пересекаемой зоне.

Для удобства водителей на дороге внедрена гибридная система взимания платы. Оплатить за проезд автовладельцы смогут на выезде с трассы через терминал — наличными (купюры и монеты), банковскими картами или с помощью специальных транспондеров. Для удобства автовладельцев на терминалах оплаты установлены кассеты с различным номиналом купюр для выдачи сдачи.

В случае передвижения машины между районами, оплата будет начисляться арками контроля. Заплатить за проезд можно будет по счету, направленному по месту регистрации транспортного средства, либо дистанционным способом — с помощью транспондера.

Для предотвращения очередей на пунктах оплаты за проезд на начальном этапе будут работать консультанты, которые помогут водителям воспользоваться терминалом в случае возникновения сложностей.

Асхат Окасов и Игорь Стефан ответили на ряд вопросовжурналистов. Вот несколько из них:

— Один мой знакомый в прошлую зиму в буран простоял возле Макинки с 18 вечера до 6 часов утра. Всю ночь до самого утра на трассе не было ни одной снегоуборочной техники. Как такое будет вязаться с взиманием платы за проезд?

—  Во-первых, следует отметить, прошлая зима была необычно суровой, такие зимы бывают не часто. А, во-вторых, наш департамент запланировал закупить к следующей зиме 48 единиц снегоочистительной и другой техники, втом числе и эвакуаторов. Вся эта и имевшаяся ранее техника будет рационально распределена вдоль всей трассы. Думается, таких проблем больше не будет. Добавим, содержанием дорог будет заниматься РГП «Казахавтодор». Предприятие будет полностью ответственно за содержание и эксплуатацию дороги в зимний и летний периоды.

— Сейчас из-за введения платы за проезд частники, таксующие по трассе «Кокшетау-Астана», резко подняли цены.Что можете сказать по этому поводу?

— Частник, есть частник. Возле каждого контролера не поставишь. Всем нам нужно вести с ними разъяснительную работу. Многое тут зависит и от вас, журналистов.

-Введение платной дороги предполагает наличие альтернативной дороги, чтобы человек мог выбрать по какой ему поехать из Щучинска в Астану или наоборот.

— Да, есть две такие дороги. Одна через Степно-горск, другая — по Астраханской трассе. К примеру, дорога, ведущая в Астану через Жалтыр и Астраханку длинее автобана на 160 км и качеством значительнохуже. Мало-мальски опытные водители скажут по какой дороге им выгоднее ездить.

Завершая тему, хочется перефразировать известную поговорку о приобретении одежды: «Мы не так богаты, чтобы ездить по бесплатной дороге». Так что давайте дорожить нашей становящейся дорогой дорогой.

Даулет АХМЕТЖАНОВ.

Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также