СМИ области в зеркале общественного мнения

Социологическое исследование
На современном этапе новая и приоритетная роль СМИ в условиях устойчивого развития и демократизации казахстанского общества связана со значительной ломкой норм и правил их деятельности.
Большое значение средства массовой информации имеют для возникновения, формирования и изучения общественного мнения. Данная политическая роль средств массовой информации обусловлена, прежде всего, тем, что СМИ являются достаточно самостоятельным субъектом по производству информации, оказывают влияние на процессы, способствуя просвещению широких слоев населения. «Кто владеет информацией — тот владеет миром» — утверждает известный афоризм.

Сегодня в мире издается свыше восьми тысяч солидных ежедневных газет, общий тираж которых поднимается до полумиллиарда экземпляров, работает свыше 20 тысяч радиостанций. Согласно нормам, установленным ЮНЕСКО, для цивилизованной страны минимальное количество источников информации на тысячу человек населения должно насчитывать сто экземпляров газет, сто радиоприемников, сто телевизоров.

В информационном пространстве нашей области действуют 105 СМИ. Операторы кабельного телевидения есть в 6 регионах области.

На постоянной основе работают интернет-версии 5 газет — областных: «Акмолинская правда» и «Арқа ажары», городских: «Любимый город» и «Степной маяк», районной — «Вести Буланды». Разрабатываются интернет-ресурсы газет в Аккольском, Егиндыкольском районах. Местное радио транслируется в г. Кокшетау и Жаркаинском районах.

Судя по итогам проведенного управлением опроса, среднестатистический акмолинский потребитель массмедиа вполне уверен, что получит необходимый и достаточный объем разнообразных сведений для себя. По мнению большинства (41,2%) из СМИ можно извлечь много полезной и объективной информации, при этом 7,1% респондентов относятся критически к информационному содержанию сюжетов местного телевидения, материалов в печатных СМИ.

Анализ социологического опроса показал, что болыиинствожителей области (44,6%) предпочитают отечественные государственные средства массовой информации, каждый третий респондент отдал предпочтение отечественным независимым СМИ. У 11,5% респондентов вызывают больший интерес российские независимые массмедиа.

Максимальное число акмолинцев, предпочитающих отечественные государственные СМИ, отмечены в Аккольском (66%), Егиндыкольском (66,6), Жаркаинском (65%) районах.

Российские независимые издания пользуются популярностью среди жителей г.г. Кокшетау и Степногорска (соответственно 20% и 18,5%) и Есильского района (23%).

По делению на формы подачи первое место заняло телевидение (44,8%). Второе место у печатных СМИ, и замыкают тройку интернет-ресурсы (12,2%).

Что интересно, сравнительный анализ с результатами опроса, проведенного в 2011 году, показал увеличение числа респондентов, предпочитающих печатные издания, с 23% до 32%.

Число пользователей интернет-ресурсов осталось практически на прежнем уровне. А число телеманов местного канала снизилось с 59% до 44%.

Как показало исследование, основная масса читающего населения проживает в Аккольском (53%), Енбекшильдерском (55%), Жаксынском (48%) районах. Телевизор предпочитают респонденты г.Степногорска (60%), Аршалынского (56,7%) и Зерендинского (64%) районов. Радио популярно в Сандыктауском (23%), Бурабайском (17%), Жаксынском (8%) районах. Более «продвинутое» население в части использования интернет-ресурсов в г. Кокшетау (16%), Егиндыкольском (20%), Есильском (20%) районах.

Как следует из результатов опроса, каждый пятый респондент (21,6%), получающий информацию из печатных СМИ, предпочитает издания на русском языке, которые, согласно результатам опроса, более востребованы в Целиноградском (50%) и Есильском (46%) районах, а также в г.Степногорске (35,7%). С небольшим отрывом за ними следуют респонденты, читающие публикации на государственном языке (20,8%), которые наряду с издаваемыми на русском языке наиболее востребованы в Целиноградском (50%), Ерейментауском (47%), Жаркаинском (40%) районе.

В освещении проблем какой-либо стороны жизни в области в системе массовой коммуникации важное место занимает телевидение, которое согласно результатам анкетирования, для 45% респондентов остается наиболее доступным и востребованным видом получения информации. При этом 33% опрошенного населения области отметило, что в целом областной телеканал «Казахстан-Кокшетау» им нравится. Не совсем довольны программами местного телевидения 38% респондентов.

Необходимо учесть, что массовая аудитория обращается к телевидению преимущественно в свободное время, чаще всего вечером после рабочего дня или в выходные дни, что требует от журналистов умения сочетать информационную насыщенность с высоким уровнем увлекательности, со способностью «вписать» передачи в часы отдыха и подготовки кследующему рабочему дню.

Степень развития информационных потребностей и их удовлетворения тесно связана с социальной активностью человека. Это еще раз подтверждает важность включения в число критериев эффективности СМИ их роль в удовлетворении и развитии информационных потребностей населения.

Исследуя уровень удовлетворенности качеством подачи материалов о жизни земляков, или о местных событиях на областном телевидении, респондентам был задан вопрос: «Были удовлетворены или не удовлетворены тем, как это показано?». 42,6% респондентов в целом удовлетворены содержанием таких сюжетов. Однако почти каждый третий из опрошенных отметил вариант ответа «не приходилось», что указывает на то, что местное телевидение недостаточно освещает жизнь регионов. Максимальное число, отметивших данный вариант ответов в Аккольском (46%), Енбекшильдерском (45%), Есильском (46%) районах.

Осуществляя свою деятельность, журналист имеет право получать информацию из любого источника, но вместе с тем он обязан проверять достоверность сообщаемой информации, отказаться отданного им поручения, если оно связано с нарушением закона, уважать права, законные интересы граждан, организаций. За те или иные нарушения журналист может быть привлечен к уголовной и другой ответственности.

В этой связи в ходе опроса респондентам был задан вопрос: «По Вашему мнению, какими критериями должны руководствоваться СМИ при подготовке материала?».

Большинство участников опроса (36,9%) считают, что журналисты должны нести ответственность за достоверность. При этом 26,5% ставят в первую очередь объективность материала, 14,3% респондентов интересует вопрос охвата всех сторон жизни, и только каждый десятый из опрошенных ценит в массмедиа компетентность и оперативность.

Представляются интересными данные на вопрос: «Информацию какой направленности Вы бы хотели получить из областных и городских СМИ?».

Как свидетельствуют результаты, число респондентов, интересующихся общественно-политической жизнью, в сравнении с результатами опроса 2011 года увеличилось в 2,5 раза, с 13,5% до 30,1%.

36,5% интересуются прежде всего новостными блоками. За ними следуют, согласно опросу, материалы культурно-просветительской тематики. Сюжеты и статьи развлекательной направленности считают важными 13,7% опрошенных.

Одним из итогов проведенного исследования является подтверждение того факта, что практически все население области включено в аудиторию системы средств массовой информации. Потому что именно СМИ удовлетворяют объективную потребность в информации всех социальных групп.

Оксана САЛАХОВА,
начальник отдела управления внутренней политики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также