Как изменилась система обучения: опыт свой и зарубежный

48-1-3В Послании Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан — 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» подчеркивается: «Мы последовательно проводим курс на развитие доступного и качественного образования…»
Учитель становится главной фигурой образовательной политики страны, ему отводится определяющая роль в реализации задач, связанных с переходом на новый уровень качества обучения. Главная задача системы повышения квалификации — курсовая подготовка педагогов. Сегодня происходят изменения в содержании курсов, изменяется методика их проведения, формат занятий. Особый акцент делается на практикоориентированный подход к проведению. Примером могут служить трехмесячные курсы повышения квалификации учителей, где сначала проходят аудиторные занятия в режиме тренинга «Лицом к лицу», затем — практические занятия в школах (дистанционный контакт с тренерами в режиме on-line), и после — аудиторные занятия — тренинги, рефлексии, тестовые испытания, экзамены.

В прошлом году на курсах обучились 402 педагога области, 391 получил сертификаты с присвоением нового квалификационного уровня (III), дающий право на 30% надбавку к заработной плате.

В 2013 году планируется проведение трехмесячных курсов с участием 569 педагогов области, 180 человек приступили к обучению с 25 февраля.

Мониторинг первого года обучения на курсах нового уровня отразил возросший профессионализм педагогов, нежелание работать в рамках прежних, традиционных методик. Сами педагоги говорят, что ученики, которым стало интересней учиться в новых условиях, отмечают изменения, они успешно сотрудничают друг с другом, овладевают коммуникативными навыками, проявляют интерес к исследовательской и проектной деятельности. А это означает, что новые подходы к повышению квалификации педагогов достаточно эффективны. Кстати, восемь преподавателей института получили сертификаты национальных тренеров в 2012 году, в этом году еще семеро обучаются в Центре педагогического мастерства. Они делятся опытом с коллегами, которые вводят современные методики обучения и на краткосрочных курсах, проходящих в институте. С начала нынешнего года по госзаказу повышение квалификации на краткосрочных курсах прошли 396 учителей-предметников. На дистанционных повысили квалификацию 512 педагогов, в режиме on-line обучились 170 предметников русских и казахских школ области.

Значительно возросшие в последние годы требования к подготовке выпускника школы вызвали пересмотр системы обучения, развивающую направленность базового обучения через технологизацию учебного процесса.

Филиалом АО «НЦПК «Өрлеу» в феврале проведен «круглый стол» руководителей организаций образования — экспериментальных площадок «Технологизация как формирование конкурентоспособной личности выпускника». Цель — подведения итогов двух этапов областного эксперимента по внедрению образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс школ области (в эксперименте задействованы 18 школ и 2 школы-сада).

Была организована выставка методической литературы, подготовленной преподавателями ИПК и ПРО в помощь учителям — экспериментаторам, дидактические и методические наработки педагогов. После открытых уроков, подготовленных на основе инновационных образовательных технологий и получивших высокую оценку гостей, состоялось обсуждение, обмен опытом, адресами с целью дальнейшего сотрудничества.

Сегодня технологизация обучения стала востребованной для каждой школы, учителя и ученика. Важно не только сохранить накопленный положительный опыт, но и привлечь опыт работы развитых стран мира. АО НЦПК «Өрлеу» предусматривает участие в международных семинарах, форумах, курсах. Нынешней зимой директора филиалов АО НЦПК «Өрлеу» во главе с Председателем Правления доктором педагогических наук Г. Ахметовой приняли участие в семинаре, проходившем в Сингапуре.

Участники ознакомились с системой образования страны, организацией кооперативного обучения, развитием критического мышления, профессиональным развитием учителей.

Основное преимущество образовательной системы этого государства — в отборе качественного состава учителей, построенного системно и последовательно.

Нужно отметить, что абитуриенты здесь на педагогические специальности в вузы принимаются из числа 30% лучших выпускников школ, прошедших собеседование и тестирование. При этом не все выпускники вузов могут работать педагогами. Отбор ведется по критериям: академические показатели (основной показатель, на наш взгляд), собеседование с руководящим звеном, преподавание в школе по контракту, обучение в Национальном институте образования, прикрепление к школе.

Несомненно, опыт подготовки и повышения квалификации педагогических работников Сингапура представляет большую ценность и будет использован в практике формирования нашей системы образования.

В Казахстане активно реализуется Государственная программа развития образования на 2011 -2020 годы. Одна из главных задач — внедрение электронного обучения. С этого года оно будет вводиться и в нашей области.

По инициативе АО НЦПК «Өрлеу» и при поддержке МОН РК в декабре 2012 года была организована поездка педагогов в Южную Корею (г. Сеул). От нашего института в состав делегации вошла старший преподаватель Р. Муканова.

Казахстанская делегация ознакомилась с работой Сеульского Кибер Университета, обеспечением электронного обучения в странах, входящих в Ассоциацию Государств Юго-Восточной Азии, изучением системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников. Кроме того, в течение пяти дней педагоги имели возможность обучаться в Сеульском Кибер Университете, объединяющем 27 лучших университетов Бирмы, Вьетнама, Камбоджи, Лаоса, Таиланда и других азиатских стран, слушать лекции докторов наук, ведущих специалистов в области компьютерных технологий. В вузе, где реально осуществляется принцип «Обучение на протяжении всей жизни», обучается 12000 слушателей от 19 до 60 лет. Казахстанцы на практике смогли оценить технологические аспекты системы электронного обучения (банк данных, портал, видео-информация, использование различных технологических решений для доставки образовательного контента, организации обратной связи и многое другое).

В рамках семинара подписан Меморандум о сотрудничестве в области развития электронного обучения между Казахстаном и Республикой Корея. Изученное и увиденное будет положено в основу учебных программ подготовки педагогов области.

Еркин ИСИМБАЕВ,

директор филиала АО НЦПК «Өрлеу».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также