Религия и молодежь

Роль религии как системы мировоззрения и образа жизни общества заметно возросла. Усиливается и расширяется спектр влияния религии на общественные отношения, на формирование духовного компонента общественного сознания.
Растет интерес представителей различных слоев населения Казахстана к духовной, в том числе — к религиозной составляющей жизнедеятельности. В 2011 году вступил в силу Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», в котором мы впервые признали историческую роль религий — ислама ханафитского мазхаба и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа.

В прошедшем году в результате проведенной перерегистрации религиозных объединений получил свое четкое очертание конфессиональный ландшафт страны. Так, по итогам перерегистрации в республике в настоящее время функционируют 3088 религиозных объединений, представляющих 17 конфессий, которые получили правовое оформление в соответствии с требованиями действующего Закона. Подавляющее большинство из них составляют мусульманские объединения (2229), что вполне закономерно в соответствии с историческим развитием нашего народа. В республике действуют 3226 культовых сооружений, из которых 70% (2269)- мечети.

Между представителями различных религий и конфессий в стране сформированы благоприятные условия сосуществования и эффективного взаимодействия. Рука об руку мусульмане, христиане и представители других вероучений созидают наш общий многоконфессиональный и многонациональный дом. Межконфессиональные отношения в Казахстане являются примером для многих государств мира. В целом, религия становится необходимым и, безусловно, позитивным фактором развития общества и государства.

В то же время реалии жизни таковы, что не все, что связано с религией, имеет положительный оттенок. Поэтому мы не можем постоянно пребывать в «розовых очках», говоря лишь о положительных сторонах религии, а должны честно и объективно давать каждому явлению и процессу надлежащую оценку.

Хотелось бы отметить, что, к сожалению, с возрастанием роли религии, обнажились и некоторые отрицательные аспекты религиозной жизни части населения. Так, изучение проблемы показывает, что в стране увеличилось число граждан, противопоставляющих себя сложившимся устоям и в целом — государству; участились случаи отказа некоторых верующих исполнять конституционный, гражданский долг перед обществом.

Как мы знаем, согласно Конституции граждане обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, заботиться о детях, воспитание которых является естественным правом и обязанностью родителей. При этом совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. Обязательным в стране является среднее образование. Здоровье граждан должно обеспечиваться не только медицинскими учреждениями, но и самими гражданами. Священным долгом и обязанностью каждого гражданина является защита Республики Казахстан.

Фокусировка внимания на данном аспекте важна потому, что сегодня некоторые последователи отдельных верований, в силу надуманных религиозных ограничений, стали все чаще игнорировать эти важные компоненты общественного бытия.

Не секрет, что отдельные субъекты пытаются политизировать религию, что запрещено Конституцией и законами республики. Имеет место проникновение в страну чуждой, имеющей явный или скрытый деструктивный потенциал, религиозной идеологии. На этом фоне, по существу, более опасными становятся проявления со стороны некоторой части верующего населения крайней формы агрессии и радикализма, обусловленных категорическим неприятием устоявшейся системы общественных отношений.

Известными формами радикализма являются религиозный экстремизм и терроризм. Казахстан не стал исключением в мировой тенденции увеличения таких преступлений, что отмечается правоохранительными органами. Констатация данного обстоятельства свидетельствует о том, что религиозная идея, облаченная в различные догмы и инструкции к действию, может выступить, образно говоря, как хирургический скальпель, с помощью которого умелый хирург лечит, а неумелый или небескорыстный — калечит.

Идеологи экстремизма и терроризма как раз-таки, используя религию и вооружившись специфичными средствами религиозной риторики, сумели оказать деструктивное влияние на умы определенных слоев населения. В этом смысле, молодежная среда как особая группа общества, отличающаяся наибольшей социальной активностью и неустанными поисками смысложизненных основ своего существования, с присущей только ей особой восприимчивостью к идеологическому влиянию, стала удобной мишенью для деструктивной религиозной пропаганды. Ищущие и пытливые в силу возрастных особенностей молодые люди все чаще стали попадаться в хитро устроенные идеологические сети преступных элементов, в том числе — со стороны иностранных и международных субъектов.

Говоря о молодежи, хотелось бы отметить, что сегодня удельный вес молодежи в Казахстане в возрасте от 14 до 29 лет составляет 27,8 % (более 4,5 миллиона чел.) от общей численности населения. Из них более 700 тыс. являются студентами. При этом молодежь, проживающая в городах, незначительно превалирует, составляя 56%, над сельской частью.

По некоторым данным в мировом масштабе молодежь составляет около 18% населения, из них 85% живут в развивающихся странах. По данным ООН предполагается, что к концу следующего столетия лица в возрасте до 30 лет составят половину и более населения земного шара.

Именно на молодой возраст приходятся основные социальные и демографические жизненные циклы человека: получение образования и знаний, выбор профессии и социализация в обществе, формирование основного круга общения, формирование духовных принципов и ориентиров.

На этих этапах социального и гражданского взросления молодежь является наиболее уязвимой на предмет чуждого влияния. Особенно молодые люди являются беззащитными перед навязчивыми идеологическими атаками со стороны субъектов религиозного экстремизма и терроризма. Как правило, в борьбе за справедливость и добро, молодые люди идут на очевидные крайности. Так, например, нас не может не волновать то обстоятельство, что такие экстремистские и террористические организации, как: «Хизб-ут-Тахрир», «Джамагат моджахедов Центральной Азии», «Джунд аль-Халифат», «Таблиги джамагат» в основном состоят из молодежи.

Останавливаясь отдельно на угрозах, которые несет с собой группировка «Джунд аль-Халифат», следует особо подчеркнуть правильность и своевременность избранного нами пути, направленного на бескомпромиссное пресечение всякого рода проявлений радикализма.

Относительно «Таблиги джамагат» хотелось бы отметить, что 29 марта мы совместно с акиматом Жамбылской области провели конференцию, на которой состоялся большой и серьезный разговор об этой организации и ее деструктивной сущности. Нужно подчеркнуть, что эта миссионерская пакистанская организация за годы независимости страны сумела проникнуть в души отдельных наших сограждан. Религиозный призыв идеологов организации, наполненный различными соблазнами, не позволяет ее адептам взглянуть на мир шире и глубже, за рамки религиозного мировоззрения. Постулаты также содержат пропаганду исключительности и превосходства граждан по признаку принадлежности к исламской вере, тем самым создавая предпосылки к переходу таблиговцев в более радикальные группы. Большие группы молодежи отмечаются в различных радикальных такфиристских, джихадистских джамагатах, основанных на фундаменталистских воззрениях салафитского течения.

Как известно, во все исторические времена молодежь характеризовалась как самая мобильная, обучаемая и склонная к инновациям и реформам часть населения. Сегодня нет необходимости убеждать или доказывать кому-то, что только образованная, современно мыслящая, интеллектуально развитая и профессионально подготовленная молодежь может стать важнейшим условием и залогом качественного, динамичного и инновационного развития, может обеспечить достойное будущее нашей страны.

Великий просветитель казахского народа Абай Кунанбаев в своем труде «Слова назидания» подчеркнул, что: «Человек — дитя своего времени. Если он плох, в том виноваты и его современники». Данное обстоятельство раскрывает очень важную грань диалектики человека, общества, государства. Речь идет о том, что государству очень важно уделять большое внимание воспитанию молодежи, созданию благоприятных условий для формирования физически и духовно здоровой и полноценной молодежной среды.

Наряду с этим, все институты гражданского общества, кто причастен к воспитательному процессу подрастающего поколения, должны понимать возрастающую ответственность за наше будущее. В первую очередь, это, конечно же, родители и близкие родственники, и это логично, поскольку воспитательный процесс начинается с момента рождения человека.

Основа мировоззрения, отношение формирующегося человека к реальности закладываются в пору детства, отрочества и юношества. Мощный воспитательный эффект для казахской молодежи традиционно и неоспоримо имели наставления, линия поведения и мудрость представителей старшего поколения — дедов, бабушек, отцов и матерей. Поэтому надо всячески поддерживать институты семейного воспитания.

Безусловно, важным является воспитательный процесс в образовательной сфере — в общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях. Как известно, в нашей стране среднее образование — обязательное, высшее — в большей части поддерживается государством. При этом система образования строится на светских принципах и направлена на формирование всесторонне и гармонично развитого члена общества.

Заметную роль в духовно-нравственном воспитании молодежи играют имамы, священники и, в целом, духовные авторитеты. Однако сегодня образовательный, интеллектуальный, а иногда и культурный уровень самого мусульманского духовенства не совсем соответствует велениям времени и потребностям молодежи. Косность, ограниченность в суждениях и поведениях имамов зачастую противопоставляется современному динамично развивающемуся миру и практически отторгается молодежью. Молодежь, ищущая в религии ответы на животрепещущие вопросы, не всегда находит их в мечетях, у священнослужителей. Не секрет, что порою молодой человек, переступивший порог мечети, встречается там с корыстолюбием, высокомерием некоторых представителей духовенства. И тогда, естественно, молодежь может легко попасть в руки идеологов религиозного экстремизма, что и происходило буквально в недавнем прошлом. Поэтому твердо убежден в том, что мусульманское духовенство, воспитывая молодежь в духе высоких нравственных идеалов, само должно соответствовать этим высоким ценностям, для чего им необходимо постоянно самосовершенствоваться. Хотел бы сказать, что в этом направлении мы совместно с Духовным управлением мусульман Казахстана прорабатываем возможные оптимальные пути повышения квалификации имамов и, в целом, совершенствования религиозной деятельности мусульманского духовенства.

Стихийный процесс выезда молодых людей за получением теологического образования за рубеж постепенно берется под контроль государства и ДУМК. Это обусловлено тем, что некоторые выпускники духовных учебных заведений ряда мусульманских стран по возвращению на родину начинают проповедовать культуру, не соответствующую традиционным духовным ценностям, основанных на учениях ханбалитского мазхаба в исламе. В свою очередь, это вносит смуту среди верующих, поскольку идет в противоречие с вековыми духовными традициями казахского народа, тем самым наносится ощутимый вред и ущерб общественной и духовной безопасности.

Как свидетельствуют факты, потом уже именно такие элементы муссируют вопросы об обязательности ношения женщинами-мусульманками хиджаба. Как показывает практика, эта когорта людей стремится оправдать акты вандализма по отношению к объектам поклонения другой части верующих-мусульман. Это они оправдывают бессмысленные акты терроризма заблудших наших собратьев.

Поэтому мы должны развивать собственную систему духовного образования. Сейчас в стране мусульманское образование дают: Казахстанско-египетский исламский университет «Hyp» в Алматы, Институт повышения квалификации ДУМК и 9 медресе.

По сути, духовные учебные заведения должны быть современными, удовлетворяющими наши потребности в формировании грамотного, всесторонне развитого корпуса исламских теологов. Они должны содействовать созданию нового имиджа ислама как «интеллектуального ислама», аккумулирующего в себе научные и религиоведческие знания, формирующего его облик привлекательным и притягательным, ясным и доступным для понимания и восприятия подростков и молодежи. Особенно это актуально на фоне пока что не снижающейся активности радикальных элементов, пытающихся втянуть отдельных наших сограждан в средневековое мракобесие и фундаментализм.

В то же время, государство должно принять действенные меры по выявлению и пресечению деятельности экстремистских организаций и их идеологов. Одновременно необходимо проводить широкую информационно-пропагандистскую работу, развивать диалог между представителями различных религий. Для достижения качества и эффективности духовно-нравственного просвещения и воспитания следует активнее пропагандировать духовные ценности и традиции казахского народа, героические образы, достойные для подражания современной молодежи.

Нас радует, что основная часть нашей молодежи получила и получает правильное воспитание: она патриотична и духовна, физически и психологически сильна и здорова. В стране создаются все условия для реализации пытливой, романтичной натуры молодежи, а также решения ее социальных проблем. Наша молодежь весьма прогрессивна, она овладела всеми современными технологическими средствами, не уступает в интеллектуальных возможностях молодежи любой другой страны мира. Нашим молодым людям присущи высокие духовно-нравственные качества.

Но, как показывает жизнь, сегодня, как никогда, духовность требует постоянной тренировки. Именно сейчас, в век повсеместной технологии и практически мгновенного доступа в интернет, в условиях широких информационных возможностей, молодому человеку порой становится трудно сделать верный выбор необходимой идеи, религиозной или какой-либо иной. Поэтому не на абстрактных теоретических построениях, скучных философских или религиозных нотациях, а на живом примере неординарных личностей, молодежь должна учиться понимать и знать подлинный смысл духовности.

Также необходимо прививать молодежи понимание, что высоко духовными людьми могут быть не только религиозные деятели. У нас в стране много замечательных и уважаемых ученых, врачей, педагогов, деятелей искусства, военных, политиков, почитание и подражание которым может помочь молодому человеку определиться в поиске ответов на любые вопросы бытия. Подражая таким выдающимся личностям, они должны формировать и углублять свои мировоззренческие ориентиры, духовные идеалы, оттачивать ум и проницательность.

Имеющие яркую, но обманчивую внешность воина, спасителя веры и сверхчеловека террористы и диктаторы на самом деле являются антигероями. За маской и имиджем «муджахида» скрывается озабоченный самыми низменными интересами обогащения, жаждой власти над людьми, лишенный искорки любви и подлинной духовности малодушный человек, а зачастую — психически больной субъект.

Любая религия, в том числе ислам, не ограничивает стремления человека к познанию. В современном мире, знающий человек никогда не останется на обочине дороги. Поэтому молодым людям нужно научиться дорожить бесценным сокровищем, дарованным Всевышним — своей юностью и временем, необходимо приложить максимальные усилия в получении образования и, в целом, знаний по тем или иным наукам и отраслям жизнедеятельности. Молодежь должна овладевать всеми современными средствами технической коммуникации.

В религиозном отношении важно знать, помнить и почитать традиции своего народа. Наша казахская кочевая культура отличалась от других типов культур своим синкретизмом и целостностью. Это означает, что наши предки, будучи вполне сознательными и осведомленными в вопросах веры, в то же время не превращали религию в отдельную специализированную область или сегмент жизни.

Ислам никогда не противопоставлялся другим верованиям или устоям и традициям общества. Религиозное верование не занимало времени больше, чем это надо было для совершения необходимого ритуала и получения необходимых знаний у знатоков веры, коими выступали официальные духовные лица.

Религия традиционно воспринималась сознанием казахов не как набор формальных правил и обрядов, внешней атрибутики, а скорее как универсальное духовное знание, органически связанное с этнической культурой и народной философией. Все это достигалось благодаря учению ханафитского мазхаба ислама, которое проповедовали наши предки и сейчас официально проповедуют представители Духовного управления мусульман Казахстана.

Пользуясь случаем, призываю молодежь нашей страны быть предельно внимательными и осторожными в выборе духовных наставников. Не принимайте слепо призывы лжепроповедников, взвешенно и рационально обдумывайте каждые свои действия и шаги, преломляйте их через призму законности и установленных в обществе норм поведения и морали.

Президент Н.А.Назарбаев в своем Послании «Стратегия «Казахстан -2050» отметил, что «…в вопросах религии необходимы вдумчивый подход и крайняя осторожность. Мы должны свято придерживаться принципа свободы совести, традиций толерантности и веротерпимости». Кроме того, Лидер нации в своем Послании особо подчеркнул, что «…светский характер нашего государства-это важное условие успешного развития Казахстана. Это должны четко понимать нынешние и будущие казахстанские политики, все казахстанцы».

Мы должны бережно передавать эти мудрые наставления Первого Президента независимого Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева каждому будущему подрастающему поколению, нашим потомкам. Ибо эти постулаты, став главной парадигмой общенационального мышления и организующей силой эффективного государственного развития Казахстана, придают нам уверенность в будущем страны, в будущем нашего трудолюбивого казахстанского народа.

Кайрат ЛАМА ШАРИФ,

Председатель Агентства РК по делам религий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также