Местное самоуправление. Этапы реализации Концепции

1-2Послание Президента: «Казахстан-2050»
В Послании «Стратегия «Казахстан - 2050: новый политический курс состоявшегося государства» Президент Республики Казахстан, Лидер Нации Нурсултан Назарбаев определил конкретные мероприятия по дальнейшему успешному развитию политической системы и экономики нашей страны.
Одним из них является дальнейшее укрепление государственности и развитие казахстанской демократии. Глава государства поставил задачу грамотно провести децентрализацию власти, суть которой заключается в предоставлении прав и необходимых ресурсов для принятия решений от центра к региональным органам власти. Общество и все граждане должны быть непосредственно включены в процесс принятия государственных решений и их реализацию, который будет осуществляться через органы самоуправления, формируемые населением на местах.

Президент подчеркнул, что децентрализация - это прежде всего качественное изменение систем государственного управления и принятия решения на местном уровне. Она не должна привести к ослаблению вертикали власти и снижению исполнительной дисциплины.

В этой связи Глава государства в ноябре 2012 года своим Указом утвердил Концепцию развития местного самоуправления в Республике Казахстан, которая позволит повысить качество управления втом числе и на аульном, сельском уровне, расширит возможности участия граждан в решении местных вопросов. Реализация Концепции будет проходить поэтапно.

Дополнительными полномочиями будут наделены сельские акимы, что позволит им эффективнее влиять на ситуацию в своих округах.

Для усиления общественного контроля предлагается существенно изменить порядок назначения сельских акимов. Теперь данная процедура будет осуществляться через маслихаты. Так, в августе этого года состоятся выборы акимов сельских, поселковых и городов районного значения. Всего по области будет избрано 248 акимов, что составляет 93,9% от общего числа акимов всехуровней.

Предпринимаемые меры продиктованы требованиями времени, это подтверждает мировая практика развития государственного управления.

В современности благополучие государства определяется эффективным использованием потенциала нации в целом и способностей отдельно взятых граждан. Поэтому большинство развитых стран стремится к постоянному совершенствованию местного самоуправления, так как данный уровень власти наиболее приближен к населению, им же формируется, ему подконтролен и решает основные социально-экономические проблемы региона. При рациональном построении местного самоуправления не только оптимально будут расходоваться местные ресурсы, но и заметно повысится доверие населения к власти. Кроме того, повышение эффективности и конкурентоспособности системы государственного управления требует передачи ряда функций непосредственного жизнеобеспечения населения в сферу местного регулирования.

Следует отметить, что в настоящее время имеется ряд проблемных вопросов по организации и практическому осуществлению местного самоуправления. Как известно, в развитых странах оно создавалось в несколько этапов, и этот процесс носил исторически длительный характер.

Становление и развитие местного самоуправления в Казахстане фактически получило стартовый толчок в виде существенных законодательных поправок и изменений. В частности, в 2007 году в Конституции было определено, что местное самоуправление осуществляется населением, а также через маслихаты. Данная конституционная позиция существенно поднимает роль представительных органов в местном управлении. В частности, повышается роль маслихатов при избрании акимов различного уровня.

На сегодня за акимами аулов, сельских округов, городов районного значения закреплен ряд функций по решению социальных и иных задач, при том, что они не имеют самостоятельного бюджета. В результате страдает качество решения вопросов, и это объективно вызывает недовольство со стороны населения. Решение данной задачи будет очередным и важным этапом реализации Концепции развития местного самоуправления. Это позволит расширить полномочия сельских акимов

по принятию решений вхозяйственной и социальной сферах, по использованию местных ресурсов - земли, имущества, реального содействия росту малого и среднего бизнеса всельской местности, в других сферах.

В целях увеличения потенциала местного самоуправления на нижних уровнях управления будет решаться вопрос оптимизации административно-территориальных единиц на уровне сельских округов. Так, на последней внеочередной XII сессии областного маслихата был рассмотрен вопрос и принято решение «Об изменении административно-территориального устройства города Степногорска, Аккольского, Ерейментауского и Шортандинского районов Акмолинской области», прямым образом связанного с вышеобозначен-нойпроблемой.

Таким образом, усиление полномочий маслихатов в вопросах формирования органов местного самоуправления, расширение финансовой самостоятельности нижних уровней управления будут служить гарантом дальнейшего укрепления государственности и развития демократии.

Нина ДЬЯЧЕК,
секретарь областного маслихата.

Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...

!!! Все комментарии проходят предварительную модерацию администратором сайта. Комментарии, содержащие ненормативную лексику или оскорбительные выражения, редактируются или не публикуются, по усмотрению модератора. !!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Другие статьи по этой теме

Папы «в бегах» и исполнение закона... В своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» Глава государства определил необходимость ужесточения наказаний за преступления, направ...