Об унификации возраста и мировом опыте — Акмолинская область. Новости. Информационный портал газеты "Акмолинская правда"

Об унификации возраста и мировом опыте

Модернизация Пенсионной системы
[Продолжение. Начало в №40 от 13 апреля]
Обсуждаемое сегодня в рамках законопроекта повышение пенсионного возраста женщин, прежде всего, связано суменьшением трудового стажа работы на 1 января 1998 года. Более 12% женщин, обратившихся за назначением пенсии в 2012 году, уже не имели полного трудового стажа, накопленного на 1 января 1998 года, а к 2018 году его не будет всех выходящих на пенсию женщин.

Это означает, что пенсия женщин, выходящих на пенсию после 2018 года, будет включать:

- базовую пенсию,

- солидарную (трудовую) пенсию из бюджета, соответствующую трудовому стажу до 1 января 1998 года. При этом со временем размер трудовой пенсии может стать ниже устанавливаемого ежегодно минимального размера пенсии из-за неполного трудового стажа,

- накопительную пенсию из НПС в относительно небольших размерах, соответствующих пенсионным накоплениям.

По прогнозным расчетам, размер получаемых пенсий женщин будет составлять менее 40% от прежнего среднемесячного заработка уже в этом десятилетии. В таких условиях унификация пенсионного возраста предлагается для увеличения стажа участия женщин в накопительной пенсионной системе и увеличения объема пенсионных накоплений, что, соответственно, должно привести к повышению размера получаемой пенсии из НПС. Ожидается также, что к этому времени в результате проведения структурных преобразований в НПС и повышения эффективности управления активами увеличатся инвестиционные доходы, перечисляемые на индивидуальные пенсионные счета.

Повышение пенсионного возраста в настоящее время используют, либо планируют использовать многие зарубежные страны. Предложение по повышению пенсионного возраста женщин внесено в Правительство РК межведомственной рабочей комиссией.

Обсуждение начато, и рабочая комиссия открыта для предложений и замечаний по этому вопросу.

Предлагаемый Межведомственной комиссией при Правительстве РК вариант для обсуждения следующий. В соответствии с мировой практикой и отечественным опытом, который был реализован с 1996 по 2001 годы, повышение пенсионного возраста предлагается осуществлять постепенно, в течение 10 лет, увеличивая пенсионный возраст по 6 месяцев ежегодно, начиная с 2014 года.

Это позволило бы провести его безболезненно для лиц предпенсионного возраста. Например, женщины, достигшие 58 лет, будут выходить на пенсию в 58,5 лет, то есть через 6 месяцев, кому 57 лет, то через год или в 59 лет. Время позволит психологически подготовиться и адаптироваться к новым условиям тем, которые будут выходить на пенсию в 63 года. И, что немаловажно, позволит принять меры по расширению возможностей продуктивной занятости для женщин. Правительство планирует разработать и реализовать специальные мероприятия содействия занятости для женщин, находящихся в отпусках по уходу за детьми, самозанятых и безработных, а также предпенсионного возраста.

Так как назначение пенсий из солидарной системы будет осуществляться до 2043 года, унификация пенсионного возраста будет касаться женщин, являющихся участниками как солидарной, так и накопительной пенсионной системы.

Предполагается ли, что при повышении пенсионного возраста для женщин будут созданы дополнительные условия.

Во-первых, повышение пенсионного возраста женщин будет сопровождаться следующими мероприятиями:

1) повышение квалификации женщин - наемных работников с отрывом и без отрыва от производства;

2) вовлечение в продуктивную занятость самостоятельно занятых в рамках программы «Занятость-2020»;

3)  расширение доступности микрокредитов для женщин, занимающихся предпринимательством или желающих открыть собственное дело;

4) обучение женщин, находящихся в отпусках по уходу за ребенком по выбранным ими профессиям;

5) внесение изменений в Трудовой кодекс, предусматривающих ужесточение требований к работодателю в части прекращения трудовых отношений с женщинами предпенсионного возраста;

6) субсидирование обязательных пенсионных взносов женщин, находящихся в отпусках по беременности и родам, а также в отпусках по уходу за ребенком.

Во-вторых, для женщин, имеющих трудовой стаждо 1 января 1998 года, будет сохранено право раннего выхода на пенсию:

- в 53 года, при общем стаже не менее 20 лет, женщинам, родившим 5 и более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста;

- в 45 лет, при общем стаже не менее 20 лет, женщинам, проживавшим в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года, не менее 10 лет, в соответствии с ЗРК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне».

Также в трудовой стаж засчитывается время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3-х лет, в пределах 12 лет в общей сложности.

В-третьих, для участниц НПС при достаточности пенсионных накоплений будет сохранено право назначения пенсионных выплат из НПС в 50 лет.

Давайте посмотрим, какие варианты повышения пенсионного возраста женщин имеются в мировой практике? Адаптацию пенсионных систем к старению населения за счет повышения пенсионного возраста в настоящее время используют, либо планируют использовать многие зарубежные страны (Великобритания, Германия, Франция, Норвегия, Швеция, Южная Корея, Чехия, Азербайджан, Украина, Эстония и др.).

При этом в 18 странах ЕС пенсионный возраст женщин уравнивается с пенсионным возрастом мужчин уже к 2020 году, пять планируют сделать это позже (см. таблицу).

Планируемое повышение пенсионного возраста в отдельных странах

41-2-2

Как правило, повышение пенсионного возраста не имеет принудительного характера. Оно осуществляется гибко, наиболее щадящим образом для населения, при сохранении возможности выхода на пенсию в привычном пенсионном возрасте, но за счет соответ-

ствующей корректировки размера пенсии. Гражданам предоставляется возможность выбора и допускается гибкий выход на пенсию при наличии необходимого страхового стажа, или достаточности пенсионных накоплений, возможности получения частичной пенсии (США, Канада, Франция, Италия, Германия, Дания, Нидерланды, Финляндия, Швеция и др.).

Повышение пенсионного возраста в большинстве случаев осуществляется поэтапно с дифференциацией граждан/женщин, переводимых на новые условия, по возрасту и иным основаниям (многодетность, стаж работы во вредных для здоровья и тяжелых условиях труда, инвалидность и др.). Уровень повышения пенсионного возраста обычно составляет от 2-х до 6-ти месяцев в год.

Например, в Южной Корее повышение пенсионного возраста для женщин (до 65 лет) будет осуществлено в течение 20 лет, во Франции - до 62 лет - за 8 лет, в Украине повышение пенсионного возраста для женщин до 60 лет-в течение 10 лет и т. д.

В отдельных случаях(Чехия) повышение осуществляется одномоментно с установлением возраста лиц, переходящих на новые условия.

В связи с модернизацией есть мнение, что от унификации возраста в первую очередь пострадают женщины, проживающие на селе. Как эта категория будет охвачена накопительной пенсионной системой в предпенсионном возрасте? В соответствии с действующим законодательством в трудовой стаж женщин засчитывается время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более, чем до достижения каждым ребенком возраста 3-х лет, в пределах 12 лет в общей сложности. Эта норма сохраняется и в предлагаемом законопроекте.

В этой связи при выходе на пенсию женщины, проживающие на селе, неработающие и не являющиеся участниками НПС, могут получать трудовую пенсию, минимальный размер которой соответствует 12 годам трудового стажа, а также базовую пенсию.

Дополнительно, для обеспечения непрерывности осуществления пенсионных взносов и увеличения объема пенсионных накоплений предлагается ввести субсидирование ОПВ женщин в период их нахождения в отпусках, связанных с рождением и уходом за детьми.

А для женщин, имеющих возможность и желающих работать в общественном производстве, будут реализованы меры по вовлечению их в продуктивную занятость как в рамках программы «Занятость-2020», так и в рамках региональных программ.

Предусматриваются также минимальные гарантии пенсионного обеспечения для лиц, достигших пенсионного возраста.

(Продолжение в следующем номере).

Талгат МУСТАФИН.

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...

!!! Все комментарии проходят предварительную модерацию администратором сайта. Комментарии, содержащие ненормативную лексику или оскорбительные выражения, редактируются или не публикуются, по усмотрению модератора. !!!

Добавить комментарий

Другие статьи по этой теме

ЕНПФ — у десятимиллионной отметки... Пенсионная реформа За первое полугодие текущего года количество индивидуальных пенсионных счетов (ИПС) вкладчиков (получателей) АО «Единый пенсионный...
Акмолинцы внесли предложения Пенсионная реформа Согласно поправкам в пенсионное законодательство с 1 января 2014 года предусмотрено введение обязательных профессиональных пенси...
Чтобы знал каждый В Кокшетау состоялся семинар «Модернизация пенсионной системы Республики Казахстан» для работников сферы социальной защиты. Такую информационно-разъяс...
Для обеспеченной старости Реформа системы пенсионного обеспечения была начата с 1998 года с принятием решения о постепенном переходе солидарной системы пенсионного обеспечения ...
Государство гарантирует сохранность... Модернизация Пенсионной системы Заместитель председателя Национального Банка РК Бисенгали Таджияков провел в Акмолинском филиале Нацбанка встречу с р...